Первая степень инвалидности

Содержание

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан

Первая степень инвалидности

Зарегистрирован в Минюсте РФ 13 сентября 2005 г.

Регистрационный N 6998

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965 “О порядке признания граждан инвалидами” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4127; 2005, N 7, ст. 560) приказываю:

Утвердить по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно приложению.

Министр М. Зурабов

Приложение

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

I. Общие положения

1.

Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории “ребенок-инвалид”).

II. Классификации основных видов нарушений функций организма и степени их выраженности

3. К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

4. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

1 степень – незначительные нарушения,

2 степень – умеренные нарушения,

3 степень – выраженные нарушения,

4 степень – значительно выраженные нарушения.

III. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

способность к самообслуживанию;

способность к самостоятельному передвижению;

способность к ориентации;

способность к общению;

способность контролировать свое поведение;

способность к обучению;

способность к трудовой деятельности.

6. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:

а) способность к самообслуживанию – способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

1 степень – способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень – способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1 степень – способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень – способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации – способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

1 степень – способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2 степень – способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

1 степень – способность к общению со снижением темпа и объёма получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи;

2 степень – способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

1 степень – периодически возникающее ограничение способности контролировать своё поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень – постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3 степень – неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению – способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1 степень – способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

2 степень – способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

3 степень – неспособность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности – способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями , объему, качеству и условиям выполнения работы:

1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;

3 степень – неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

IV. Критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности

8. Способность к трудовой деятельности включает в себя:

способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;

способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;

способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;

способность к мотивации труда;

способность соблюдать рабочий график;

способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

9. Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.

10.

Критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:

при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;

при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

11.

Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

12.

Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности.

V. Критерии установления групп инвалидности

13. Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию третьей степени;

способности к передвижению третьей степени;

способности к ориентации третьей степени;

способности к общению третьей степени;

способности контролировать свое поведение третьей степени.

14. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию второй степени;

способности к передвижению второй степени;

способности к ориентации второй степени;

способности к общению второй степени;

способности контролировать свое поведение второй степени;

способности к обучению третьей, второй степеней;

способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней.

15.

Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию первой степени;

способности к передвижению первой степени;

способности к ориентации первой степени;

способности к общению первой степени;

способности контролировать свое поведение первой степени;

способности к обучению первой степени.

16. Категория “ребенок-инвалид” определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

Источник: https://rg.ru/2005/09/21/medicina-doc.html

Ограничения способности к трудовой деятельности 1-3 степени

Первая степень инвалидности

Степени ограничения к трудовой деятельности инвалидов — это зависимость способности человека работать от уровня его инвалидизации. Классификация определяет требования к объему, качеству и условиям выполнения работ.

В вопросе трудоустройства инвалидов важны два понятия: способность к труду (ОСТ) и группа инвалидности, их часто путают.

Путаница усугубляется еще и тем, что усиление тяжести идет в разных направлениях, например, ограничение способности к трудовой деятельности 1 степени — самое незначительное.

При определении инвалидности, наоборот, первая группа — самая тяжелая. Эти понятия надо запомнить и впоследствии разграничивать:

  • инвалидность — отнесение человека к определенной группе по степени повреждения здоровья. По тяжести: от 3 к 1;
  • ОСТ — уровень утраты трудоспособности в зависимости от процента инвалидизации, степени: от 1 к 3.

Степени ограничений

Устанавливаются в соответствии с приказом Минтруда от 27.08.2019 № 585н — в приложении к приказу, раздел III, п. 7ж. Во время прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ) определяется группа инвалидности.

Вместе с этой справкой выдается индивидуальная программа реабилитации (абилитации) — ИПРА. В ней есть раздел с рекомендациями по возможности и организации трудоустройства.

Первая степень ограничения способности к трудовой деятельности

Вторая

Третья

Сохранение способности с труду при условии снижения тяжести, интенсивности, нормирования работы. Утрата возможности исполнять прежний функционал при сохранении способности работать на должности квалификацией ниже.
Сохраняется способность к труду при оборудовании рабочего места специальными приспособлениями.
Невозможность осуществления рабочих функций или сохранение способности выполнения элементарного труда с посторонней помощью.

Сегодня нет понятия нерабочая группа. Если человек хочет и может работать, он имеет на это право, даже 3 степень ограничения к трудовой деятельности позволяет трудиться.

В ИПРА вписываются рекомендации по тому типу деятельности, который сможет осуществлять человек, и условия организации его рабочего места. Это основной документ, определяющий условия труда инвалида.

Но руководство предприятием не имеет права требовать от гражданина его предъявления, он предъявляется добровольно.

Право и возможность трудиться регламентируют следующие нормативные документы:

Условия труда для инвалидов 1 степени ОСТ

Сюда относят, в основном, третью группу инвалидности. Специальной организации рабочего места первая степень ограничения к трудовой деятельности не требует.

Не нужны технические приспособления, единственное ограничение — работа не должна иметь противопоказаний. Человек трудится так же, как и до установления инвалидности.

Если на прежней должности есть противопоказания, он вправе претендовать на должность квалификацией ниже.

Льготы

Если работник предъявил ИПРА, работодатель обязан создать ему необходимые условия, перечисленные в документе. Кроме того, есть законодательно обусловленные льготы. Работники, которые по ОСТ отнесены к 3 уровню, вправе претендовать на:

  • оплачиваемый отпуск не менее 30 дней;
  • привлечение к сверхурочным работам только с письменного согласия;
  • неоплачиваемый отпуск до 60 дней по личному заявлению;
  • 40-часовую рабочую неделю, если другого не указано в ИПРА. Если рекомендована сокращенная рабочая неделя, оплата идет только за отработанное время.

Условия труда для инвалидов 2 степени ОСТ

Если инвалидизация не позволяет работать без привлечения дополнительной помощи, это ограничение к трудовой деятельности 2 степени ОСТ. В ИПРА содержатся рекомендации по обустройству рабочего места специализированными техническими средствами.

Это различные индикаторы, приспособления для управления оборудованием и проч. Работодатель обязан обустроить рабочее место инвалида с учетом его индивидуальных возможностей. Количество таких мест устанавливается в пределах квот, определенных субъектом РФ (ст.

22-22 № 181-ФЗ).

Трудовые льготы

Льготы, которыми пользуются такие трудоустроенные, аналогичны предыдущим, за исключением продолжительности рабочего времени. В соответствии с ТК, рабочая неделя инвалида 2 группы сокращена до 35 часов в неделю с сохранением полного заработка.

Условия труда для инвалидов 3 степени ОСТ

Редкий, но не исключительный случай, когда инвалид тяжелой 1 группы (3 по ОСТ) работает. Сегодня третья степень ограничения способности к трудовой деятельности — не приговор. Если человек в состоянии выполнять какие-либо функции, это отразится в ИПРА с соответствующими рекомендациями. Часто на их основании работодатель организует надомную работу.

Группы инвалидности: классификация, порядок установления и льготы – Бесплатные юридические консультации

Первая степень инвалидности

Инвалидность — состояние наличия стойкого дефекта организма человека, упадок или потеря жизнедеятельности или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы.

Установление инвалидности, которое осуществляется в процессе медико-социальной экспертизы (МСЭ), содержит следующие основные параметры:

  1. Группа инвалидности. В зависимости от степени тяжести потери здоровья, трудоспособности или жизнедеятельности существуют 3 группы: первая, вторая и третья. При получении инвалидности детьми до 18 лет группа не присваивается, а указывается категория «ребенок-инвалид».
  2. Длительность действия установленной инвалидности, зависящая от обратимости обстоятельств, повлекших инвалидность: бессрочная или ограниченная временным периодом.
  3. Степень потери трудоспособности: тотальная или неполная.
[box type=”download”] Очевидно, что причиной, повлекшей наступление инвалидности, являются заболевание, дефективность или травмирование организма, врожденные или приобретенные.[/box]

Врожденные недуги, как правило, бывают у детей-инвалидов или у категории «инвалид с детства», которую получают лица, старше 18 лет, утратившие основание «ребенок-инвалид» в силу достижения ими совершеннолетия. Такие категории даются обычно бессрочно и не подлежат переосвидетельствованию комиссией МСЭ.

При пометке «общее заболевание» причин очень много. Это хронические и острые заболевания, травмирования организма, из-за которых ограничивается жизнедеятельность человека и способность к труду.

При инвалидности, по результатам МСЭ наступившей в результате профессиональной деятельности, причинами являются, приобретенные лицами, работавшими в неблагоприятных для человека условиях труда и опасными материалами и веществами.

Очень частой причиной здесь являются интоксикации. Также на работе люди могут получать увечья различного характера, после которых человек становится инвалидом. Факт увечья в результате трудовой деятельности фиксируется в справке МСЭ на основе проведенного обследования.

Причинами инвалидности у лиц, полученных во время несения воинской службы, являются преимущественно травмы различного характера, хотя нередки и полученные заболевания.

Единственное различие состоит в уточнении обстоятельств возникшей причины: она возникла во время непосредственного несения военной службы или в период ее прохождения.
Причинами возникновения инвалидности у некоторых лиц являются заболевания, полученные в результате воздействия радиационного облучения.

В результате обследования комиссии МСЭ также уточняется следующее: заболевание наступило из-за воздействия радиации или радиационное облучение наступило в связи с прямым участием в нейтрализации последствий катастроф на Чернобыльской АЭС или на производственном объединении «Маяк» и статус обследуемого (гражданское лицо или бывший военнослужащий), т.к. от этого зависит размер пенсионного обеспечения инвалида.

Примечания

  • В случае когда причин для установления инвалидности несколько, она определяется выбором обследуемого или указывается та причина, которая подразумевает большее количество льгот.
  • Если гражданин, не достигший 18 лет, стал инвалидом в результате профессиональной деятельности, то ему предоставляется выбор в определении категории: либо «ребенок-инвалид», либо присваивается группа с указанием причины.

Основанием для первой группы инвалидности является такое состояние здоровья, при котором человек неспособен к уходу за собой и нуждается в постоянной опеке окружающих.

Первая группа присваивается гражданам в следующих случаях:

  1. Бессрочная или временная неспособность к самообслуживанию, необходимость постоянного присмотра других лиц. Причинами, например, являются такие заболевания, как эпилепсия, онкологические заболевания на последних стадиях, параличи конечностей, тяжелые парезы, шизоидные состояния с параноидными проявлениями, тяжелые поражения нервной системы или заболевания с неблагоприятным прогнозом жизни на ближайшее время на момент проведения МСЭ.
  2.  При устойчивых функциональных нарушениях, когда в условиях постоянного ухода другого лица есть возможность трудиться в специально созданных условиях. Это возможно при ампутации ног, пальцев, тотальной слепоте, глухоте и др.

Вторая группа

Основанием для присвоения второй группы инвалидности является наличие значительно выраженных отклонений в работе органов и систем органов, влекущих нетрудоспособность, но при которых не возникает потребности в уходе за инвалидом, а иногда возможна трудовая деятельность в определенных условиях.

Вторая группа инвалидности присваивается гражданам в следующих случаях:

  1. Тотальная или неполная потеря способности к труду как следствие тяжелых функциональных расстройств, но не требующая систематического ухода других лиц. Причинами являются полученные травмы, заболевания головного мозга, явное нарушение двигательных способности двух конечностей, нарушения слуха (тугоухость 1-2 степени) и др.
  2. Противопоказание к труду на большой период времени из-за вероятности прогрессирования имеющегося заболевания вследствие осуществления трудовой деятельности. Примерами таких ухудшений состояния здоровья являются повторные инфаркты и инсульты, послеоперационный и реабилитационный периоды после удаления злокачественных опухолей внутренних органов и др.
  3. Осуществление трудовой деятельности разрешено, но в условиях, максимально облегчающих труд, при тяжелых хронических заболеваниях (например, язвенная болезнь в отягощенной форме, шизофрения с четкими изменениями личности), значительного ухудшения зрения, осложнениях опорно-двигательного аппарата и др.

Третья группа

Фактом, определяющим назначение третьей группы инвалидности, является умеренно выраженный спад трудоспособности, вызванный заболеваниями длительного характера, последствиями травматического воздействия на организм и аномалиями различного генеза.

Данная группа инвалидности определяется гражданам в таких случаях, как:

  1. Невозможность выполнения прежних профессиональных обязанностей и как следствие, переход на другую работу с меньшей квалификацией по состоянию здоровья. Примерами служат патологии сердечно-сосудистой системы (гипертония 2 стадии), зрительной системы, профессиональные заболевания (силикоз) и др.
  2. Вследствие состояния здоровья рекомендовано значительное сокращение рабочего времени и объемов выполняемых обязанностей. Примерами являются туберкулез легких, нарушения в работе центральной нервной системы (например, астенизация) и др.
  3. При явных функциональных расстройствах у лиц, не имеющих трудового стажа или малый уровень квалификации в случаях невозможности трудоустройства по состоянию здоровья. Примерами служат сердечно-легочная недостаточность 3 степени, неустранимые каловые или мочевые свищи, слабоумие после перенесенной шизофрении и др.

Связь между степенью трудоспособности и группой инвалидности

Помимо того, что в результате МСЭ присваивается определенная группа инвалидности, определяется еще и степень трудоспособности.

Первая степень трудоспособности подразумевает деятельность с незначительными нагрузками, более маленьким уровнем квалификации.

Вторая степень подразумевает выполнение работы в максимально облегчающих условиях с использованием вспомогательных средств. Первой и второй степеням трудоспособности соответствует группа инвалидности, разрешающая работать.

Третья степень означает категорический запрет осуществления деятельности, связанной с трудом и определяет нерабочую группу инвалидности.

Категория «дети-инвалиды»

Определение «ребенок-инвалид» присваивается лицам, не достигшим совершеннолетия с ограниченными возможностями здоровья в результате врожденных или приобретенных болезней, травмировании организма и неспособных к полноценному обучению, контролю поведения, концентрации внимания, имеющих существенные ограничения жизнедеятельности.

При определении этой категории комиссия МСЭ дает рекомендации по обучению, месте содержания (дом или специализированное учреждение), необходимости наличия технических средств для обеспечения жизнедеятельности, прописывает программу реабилитации.

С такими детьми, независимо от места содержания, всегда работает педагог-дефектолог, обучающий ребенка всем необходимым навыкам, подготавливает ребенка к обучению, опираясь на сохранные функции организма.

[box type=”download”] Инвалидность в наше время не приговор.

Передовая общественность призывает к лояльному отношению к инвалидам, активно вводится идея инклюзивного образования, действует программа «Доступная среда» для улучшения качества жизни людей с инвалидностью, постепенно мы приходим к осознанию того, здоровые люди по мере возможности должны всегда стараться прийти на помощь человеку с ограниченными возможностями здоровья.[/box]

Людям с инвалидностью в нашей стране законодательством определен широкий круг мер социальной поддержки: назначение пенсии на период действия инвалидности, льготы на оплату жилья и коммунальных услуг, бесплатное размещение и лечение в специализированных санаториях и на курортах, оплата проезда к месту госпитализации и обратно, денежные квоты на лечебные и диагностические процедуры, сокращенная длительность рабочего дня для трудоспособных инвалидов.

Источник: https://urist7.ru/socium/gruppy-invalidnosti.html

Группы инвалидности классификация по заболеваниям, какая самая тяжелая степень у взрослых, инвалиды 1, 2, 3

Первая степень инвалидности

Тема инвалидности в нашей стране не особо популярна, поэтому любая информация такого плана способна изменить жизнь пациентов с ограниченными возможностями.

Инвалидность — это стойкие нарушения физического, умственного или психического здоровья, при которых человек не может выполнять социальные правила и обязанности.

Важное значение для адаптации таких пациентов имеет точное определение группы или степени таких нарушений. Именно о правильном порядке классификации группы инвалидности и пойдет речь в нашей статье.

Основная классификация и терминология

Далеко не всегда нарушения здоровья приводят к невозможности адаптации таких пациентов.

С развитием гражданского мышления и большей терпимости, люди с ограниченными возможностями расширяют свои права и могут лучше адаптироваться в современном мире.

Инвалидность имеет несколько степеней, правильное определение которых влияет на возможность трудоустройства больного, а также наличие социальных льгот и выплат.

Различают следующие типы патологий:

  • Инвалидность — неспособность вести обычный образ жизни ввиду наличия нарушений или дефектов здоровья у конкретного человека.
  • Нарушения (несовершенство) — потери в организме определенных физических, анатомических или умственных показателей.
  • Нетрудоспособность — частичная или полная невозможность вести трудовую деятельность по причине инвалидности.

С законом о социальной защите инвалидов можно ознакомиться по ссылке.

Нарушения в работе и строении систем могут иметь психический, статодинамический (двигательные функции, координация движения), языковый (невозможность речевого общения, а также восприятия информации), сенсорный (дефекты органов чувств) или физический (уродство, ампутация или дефекты частей тела) характер. При этом не все патологии являются поводом к назначению инвалидности. Пациенты этой группы обязаны каждый год – два проходить обследование у специалистов, которые отметят положительную или отрицательную динамику развития заболевания.

Если повреждения или заболевание не было устранено в течении более чем 15 лет лечения, присваивается пожизненная инвалидность.

Как классифицируют нетрудоспособность по тяжести заболеваний

Стойкое ухудшение здоровья может иметь врожденный или приобретенных характер. Такие поражения приобретаются после травм или перенесенных заболеваний. Если ухудшение здоровья носит необратимый характер, лечащий врач, наблюдающих пациента, может посоветовать оформить подачу документов для получения инвалидности.

Какие документы необходимо собрать:

  • Амбулаторная карточка с обязательно зафиксированными частыми обращениями к врачу и узким специалистам.
  • Выписки из стационара о прохождении лечения по данному заболеванию (травме). Их должно быть не менее четырех за текущий год.
  • Данные профилактического осмотра, подтверждающие патологии развития, проблемы физического или умственного здоровья.
  • Заключение врача о неэффективности принятых методов лечения и стойком ухудшении здоровья.
  • Результаты анализов общего состояния. Это могут быть стандартные кровь и моча, а также специализированные исследования (УЗИ, МРТ, КТ, ЭКГ и другие).

Какой группе инвалидности какие льготы полагаются читайте здесь.

Следует уточнить в поликлинике или больнице по месту жительства сроки следующего заседания врачебно – трудовой экспертной комиссии.

Обычно она собирается раз в четыре месяца, поэтому необходимо собрать пакет документов заранее.

Кроме общего обследования в каждом отдельном случае рассматривается мнение узких специалистов, а также дается заключение руководителя учреждения, в котором проведен медицинский осмотр.

По степени тяжести различают три группы инвалидности. Они характеризуются наличием различных патологий или заболеваний, причем трудоспособность также может сохраняться в различной степени.

Какие факторы учитываются при присвоении группы инвалидности

Для получения группы инвалидности учитываются следующие факторы:

  • Может ли пациент обслуживать себя самостоятельно или необходима помощь третьих лиц.
  • Возможность общения и социальных навыков.
  • Способен ли человек самостоятельно передвигаться.
  • Может ли пациент поддерживать трудовую деятельность.
  • Достаточный ли контроль над собой имеет больной (обычно очень важно при психосоматических нарушениях).
  • Способность пациента к обучению.

Не все знают, какую группу дают при онкологии. Рекомендуем Вам более подробно об этом прочитать.

Оценка этих факторов и дает основание к определению одной из трех групп инвалидности. Также определяется возможность назначения опекуна из числа родственников или социальных представителей. Кроме того, такому пациенту необходимо рассчитать размер денежного пособия, которое при невозможности самообслуживания выплачивается официальному опекуну инвалида.

Этапы получения статуса инвалида

Нерабочая первая группа – самая тяжелая форма

Самая тяжелая форма, считается нерабочей, устанавливается при полной потерей трудоспособности, а также невозможностью самостоятельного обслуживания и социального общения. Пациенты такой группы нуждаются в постоянном уходе, поэтому обязательно назначаются опекуны.

Вести трудовую деятельность такие пациенты, как правило, не могут. Исключение составляют пациенты, не способные к передвижению, но сохраняющие основные функции. Обычно они могут совершать определенный объем работы на дому с использованием специального оборудования, например, компьютера. Они также имеют право получать социальную пенсию по инвалидности.

Считается ли рабочей вторая степень инвалидности

Определяет функциональные расстройства здоровья, которые мешают вести нормальный образ жизни. Главной особенностью является возможность совершать определенную работу, но при наличии некоторых условий или специального оборудования.

Пациенты 2 группы по большей части способны обеспечивать себе самостоятельный уход и вести трудовую деятельность по сокращенной программе (облегченные работы, сокращенный рабочий день).

Обычно такие люди способны к обучению некоторым специальностям и по окончанию учебы им дается справка о возможности работы по своей профессии.

 Государство предусматривает специальные льготы инвалидам второй группы.

Какие устанавливаются льготы для рабочей третьей группы

Люди с ограниченными возможностями ввиду определенных заболеваний, травм и функциональных дефектов организма. Они также способны вести трудовую деятельность на общих условиях и претендовать на полноценную заработную плату, льготы, положенные этой категории, также оговариваются отдельно.

Рекомендуем вам также прочитать о средствах реабилитации для инвалидов в этой статье.

Как оформить детскую

Оформление инвалидности для детей имеет свои особенности. Как правило, лица, не достигшие 18 – ти лет и имеющие статус инвалида, не способны к самообслуживанию и требуют постоянного опекуна рядом. В качестве опекунов выступают родители и другие члены семьи, которые могут быть освобождены от выполнения основных трудовых обязанностей на определенный срок.

В зависимости от тяжести состояния и необходимости постоянного пребывания рядом с таким пациентом, опекуну назначается денежное пособие и дополнительные льготы детям инвалидам.

Дети таких категорий являются первыми претендентами для санаторного лечения и оздоровления (в пределах страны проживания), а также имеют преимущества в получении образования.

Необходимые условия для детей-инвалидов:

  • Специально разработанная программа обучения.
  • Пребывание в специальных образовательных или реабилитационных учреждениях.
  • Обеспечение оздоровительных мероприятий.
  • Предоставление специальных технических средств или оборудования, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

Необходимость таких мероприятий определяется в индивидуальном порядке. Обычно при обеспечении ребенку необходимого уровня адаптации, такие пациенты смогут найти свое место в обществе и жить полноценной жизнью. По достижению ребенком совершеннолетия, вопрос о дальнейшей классификации инвалидности оформляется в установленном порядке (после освидетельствования).

Пенсионеры инвалиды

Нередко возрастные изменения организма связаны с ухудшением здоровья. Могут обостриться хронические заболевания, а также дать о себе знать травмы и перенесенные операции. Для людей пожилого возраста оформление инвалидности будет практически идентичным, как и обычно, но также необходимо учитывать и некоторые нюансы.

Как оформить пенсию по инвалидности читайте также в данном материале.

Самый главный из них: сохраняется или нет трудоспособность человека. При этом даже разделение на группы не всегда означает отказ или разрешение на выполнение определенных работ.

Еще один важный нюанс: доказательства, что инвалидность получена в результате неблагоприятных рабочих факторов (так называемая профессиональная болезнь). Порядок действий в таких случаях будет отличаться кардинально.

Выводы

Классификация групп инвалидности позволяет не только определить возможность выполнения определенных работ, но и установить возможность опекунства, а также размер выплат и наличие социальных льгот. Разделение по степени инвалидности, а также особенности пациентов детского и пенсионного возраста рассмотрены в нашей статье. Подробнее про рабочие и нерабочие группы инвалидности читайте тут.

Источник: https://ostr.online/sotsialnoe/lgoty-i-vyplaty/invalidnost/gruppy-klassifikatsiya.html

Степени инвалидности

Первая степень инвалидности

Когда человеку назначается та или иная группа инвалидности, комиссия всегда определяет насколько у него ограничены те или иные функции – физические, психические, эмоциональные и так далее.

Другими словами, каждая группа инвалидности зиждется на степенях ограничения жизнедеятельности (степени инвалидности), которые определены в специальной инструкции для медико-социальных бюро.

Жизнедеятельность человека разделена на семь категорий:

  1. осуществление трудовой деятельности;
  2. наличие поведенческого самоконтроля;
  3. навыков самообслуживания;
  4. способности ориентации в окружающем мире;
  5. способность в обучении;
  6. общении;
  7. самостоятельном передвижении.

Если у человека есть ярко выраженные затруднения в том или ином виде деятельности, то он может получить инвалидность. Рассмотрим отдельно каждую из категорий, которые разделены на три степени ограничений.

Трудовая деятельность

1 – утрата возможности продолжить трудовую деятельность по месту работы даже после перевода человека на низшую должность, сохраняя прежние рабочие  условия; продолжение работы в прежних условиях, но после снижения объема и характера обязанностей.

2– труд в особых для работника трудовых условиях, например, с наличием вспомогательных средств реабилитации.

3 – выполнение работы только с посторонней помощью или утрата работоспособности из-за физических ограничений.

Контроль своего поведения

Контролирование человеком своего поведения – это самоосознание себя как личности, нормальное поведение с соблюдением принятых в обществе норм.

1 – периодически возникают затруднения в самоконтроле во время возникающих трудных обстоятельствах, систематические затруднения в выполнении своей социальных функций, самокоррекции с учетом возникающих ситуаций.

2 – характерное снижение уровня критической самооценки и оценки окружающей действительности при наличии коррекции поведения другими лицами.

3 – полное отсутствие контроля своего поведения, неспособность самокоррекции, зависимость от посторонней помощи.

Навыки самообслуживания

Человек сам может следить за своими физиологическими потребностями, владеет ежедневными бытовыми элементарными навыками, соблюдает правила личной гигиены.

1 – человек может сам себя обслуживать, но тратит на подобные действия больше времени, чем обычно; может использовать вспомогательные приспособления.

2 – человек обслуживает сам себя частично, прибегая иногда к посторонней помощи и к применению специальных средств.

3 – человек утратил способность к самообслуживанию и полностью зависит от помощи других.

Навыки ориентации в окружающем пространстве

Это адекватное восприятие человеком окружающей его действительности, оценивая конкретные ситуации, определяет местоположение и время.

1 – ориентируется лишь в привычной для него обстановке, возможно, использует специальные вспомогательные средства.

2 — периодическое обращение к помощи других людей в каких-либо затруднительных ситуациях, применяет специальные вспомогательные средства;

3 – полная утрата в ориентировании, т.е. наличие дезориентации, зависимость от постоянной помощи других людей.

Обучаемость

Это умение воспринимать разные знания, различного рода информацию, запоминать, усваивать и повторять узнанное, стойкое владение разнообразными социокультурными навыками.

1 – человек может обучаться и получать комплекс знаний в стандартных образовательных рамках в обычных учреждениях, но прибегая к помощи коррекционных обучающих методик, индивидуального режима и специальных средств.

2 – обучаемость возможна лишь в рамках специального учреждения, домашнего обучения, по особой образовательной программе с помощью специальных обучающих средств.

3– обучаемость только самым элементарным навыкам и умениям в любой из сфер человеческой деятельности, утрата способности обучаться и получать разнообразные знания.

Самостоятельное передвижение

Характеризуется как перемещение, умея при этом сохранять равновесие во время покоя, движения, перемены положения тела, а также умение воспользоваться городским транспортом.

1 – наличие умения передвигаться самому, но затрачивая больше времени, чем обычно на это тратит человек; дробные попытки передвигаться, попытки сократить проходимые промежутки, применяя при этом вспомогательные приспособления.

2 – человек передвигается, регулярно пользуясь помощью сопровождающих, использует специальные приспособления.

3 – человек не может передвигаться сам, только с постоянной поддержкой со стороны.

Общение

Это социальная способность контактировать с окружающими людьми, воспринимая, перерабатывая и передавая информацию.

1 – общение характеризуется сниженными объемами и темпами в процессе получения и передачи извне информации; использование специальных приспособлений; если нарушен слух, то человек общается при помощи сурдоперевода, невербальной методики общения.

2 – человек может общаться отчасти самостоятельно, отчасти с помощью посторонних, также используя специальные приспособления.

3 – невозможность общения без помощи со стороны.

Критерии для установления группы инвалидности относительно степени ограничения

Опираясь на эти определения, комиссия устанавливает группу инвалидности, в зависимости от наличия у человека той или иной степени ограничения.

1-я группа присваивается тем, у которого выявлены устойчивые нарушения здоровья, полученные после болезни и прочих случаев, приведшие к 3-й степени всех семи сформулированных ограничений в жизнедеятельности: возможность трудиться, наличие поведенческого самоконтроля, навыков в самообслуживании, ориентированность в мире, обучаемость, общение без физических и психических барьеров, самостоятельное передвижение.

2-я группа присваивается тем , у кого выявлены устойчивые и ярко выраженные расстройства функций организма вследствие дефектов, болезни, травматических случаев, приведшие ко 2-й степени всех семи ограничений в жизнедеятельности: возможность трудиться, наличие поведенческого самоконтроля, навыков самообслуживания, ориентация в мире, обучаемость, нормальное общение, самостоятельное передвижение.

3-я группа присваивается если есть умеренно выраженные расстройства организма, последствие которых — 1-я степень в трудовой деятельности или ограничения в разных степенях основных категорий деятельности: возможность трудиться, наличие поведенческого самоконтроля, навыков самообслуживания, ориентирование в мире, обучаемость, навыки общения, возможность самостоятельного передвижения.

Когда ребенку присваивается статус «ребенок-инвалид«, то выявляют ограничения функциональности организма из любой их принятых правилами категорий и какой-либо степени выраженности, (они оцениваются с учетом возраста ребенка) и требующие предоставления услуг в области социальной защиты.

Источник: https://progavrichenko.ru/invalidnost/stepeni-invalidnosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.