Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом

Правила международных железнодорожных перевозок пассажиров, грузов и багажа

Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом

Одной из причин создания международного железнодорожного права стали определённые трудности при перевозках грузов и пассажиров в Европе. Таким образом, около двух веков назад в швейцарском городе Берне заключили конвенцию о железнодорожных перевозках.

С течением времени в международный договор было внесено большое количество поправок и изменений, а также расширился список стран, которые принимали в нем участие. Поэтому Бернские конвенции в 1980 году были пересмотрены и объединены в новый документ — единую Конвенцию о международных перевозках по железной дороге (КОТИФ).

Замечание 1

Грузоперевозки между СССР и европейскими странами налаживались с помощью Организации сотрудничества железных дорог — ОСЖД, так как «страна советов» не участвовала в КОТИВ.

В Берне была создана специальная организация, которая занималась исполнением КОТИФ – Центральное Бюро.

После устранения несоответствий и повторений, порядок условий перевозок стал значительно проще, помимо этого определены пределы ответственности железной дороги при перевозках в расчетных единицах МВФ, а также внесены уточнения в правило об освобождении перевозчика от ответственности за недостачу груза, и т.д.

Обновление правил Соглашения КОТИФ

Как было сказано выше, соглашение КОТИФ претерпело ряд изменений, которые были связаны с применением практического опыта и некоторых перемен в составе участников.

Дополнительные нормы были введены из-за необходимости преодоления экономического спада и убыточности в сфере европейских жд перевозок. В правилах, созданных Центральным Бюро, говорилось о разделении инфраструктуры железных дорог и оказания услуг по перевозкам.

Тем самым предполагалось ликвидировать жд монополию и обеспечить беспрепятственный доступ третьих лиц к железнодорожным перевозкам. В соответствии с новыми правилами о разделении деятельности пользователь инфраструктуры больше не являлся стороной договора перевозки и ответственность отправителя на него не распространялась.

С этого момента отношения между перевозчиком и пользователем инфраструктуры определяются нормами национального правопорядка.

Замечание 2

Чтобы стать участником Соглашения, необходимо внести данное предприятие в список железных дорог, на которых распространяется КОТИФ. Обязательным условием является наличие в стране обособления инфраструктуры от оказания услуг по перевозочной деятельности.

Международные договоры СМГС и СМПС

Между СССР, Китаем, Монголией, Вьетнамом, КНДР и государствами Восточной Европы железнодорожные перевозки регулировались Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашением о международном пассажирском сообщении (СМПС). Но, ничто не стоит на месте и договор СМГС подвергся некоторым изменениям после возникновения на бывшей территории СССР новых независимых государств. Таким образом, несколько государств Восточной Европы формально вышли из СМГС.

Но эта ситуация не сказалась негативно, а наоборот стала поводом к осуществлению грузоперевозок между теми государствами, которые появились на территории бывшего СССР.

Советом железнодорожного транспорта на декабрьском заседании 1994 года между железнодорожными администрациями стран СНГ, Латвии и Литвы было выдвинуто предложение руководствоваться служебной инструкцией и определенными положениями СМГС при расчете сроков доставки грузов и размеров взысканий за ее просрочку.

Таким образом, спустя три года в Баку между ними было принято Соглашение об особенностях применения отдельных норм СМГС.

Железнодорожные администрации должны были осуществлять перевозку грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между железными дорогами сторон на основании СМГС с учетом особенностей применения его отдельных норм, изложенных в приложениях к подписанному Соглашению.

Также существуют положения и служебные инструкции СМГС, которые нельзя применять при грузоперевозке между станциями. Их перечень, а также нормативные документы, которыми руководствуются в этом случае, находятся в приложении СМГС.

Соглашение об особенностях СМПС было подписано в Эстонии в 1997 г., а

обновленный договор СМГС вышел в свет в 1998 году. Теперь в его состав входили еще 22 государства, помимо стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии.

Вопрос с перевозкой пассажиров был решен тем же образом, что и с грузоперевозками. Ведь Соглашение подписанное между железнодорожными администрациями относительно особенностей применения СМСП распространяло свое действие и на пассажирские перевозки.

Замечание 3

СМГС и СМПС сохранили свою роль в организации деятельности железнодорожных перевозок и до сих пор используются странами бывшего СССР.

Из всего сказанного можно сделать вывод о серьезном и ответственном подходе к теоретическим требованиям современного международного железнодорожного права и к практике рыночных отношений. Прогресс не стоит на месте, а значит необходимо совершенствовать правовое регулирование жд перевозок.

Понятие договора о перевозке багажа

Существует определенное соглашение между перевозчиком и пассажиром, относительно которого перевозчик должен доставить багаж в целости и сохранности в пункт назначения, а пассажир должен оплатить услугу перевозки. Это соглашение называется договором международной перевозки багажа и является дополнением к договору перевозки пассажира. Перевозка багажа осуществляются только при наличии у пассажира билета.

Замечание 4

Договор о перевозке багажа — реальный и носит взаимный и возмездный характер.

С момента передачи багажа перевозчику и согласования всех условий, договор считается заключенным.

В договоре СМПС есть перечень предметов, которые запрещены к перевозке. К ним относятся:

  • вещества, которые легко воспламеняются, огнеопасны, самовозгорающиеся вещества, а также взрывчатые, радиоактивные, едкие и отравляющие, огнестрельное оружие, боевые гранаты, и вещества, которые способны навредить багажу других пассажиров или железной дороге;
  • предметы, способные инфицировать пассажиров или обладающие зловонным запахом;
  • драгоценные металлы и камни, а также изделия из них, ценные бумаги, металлические и бумажные деньги, настоящий жемчуг, предметы искусства;
  • экзотические и дикие животные, кроме комнатных, перевозимые в клетках или другой таре, если это не запрещается ветеринарными правилами;
  • предметы, составляющие монополию почтового ведомства хотя бы одной из стран, железные дороги которых участвуют в перевозке;
  • скоропортящиеся продукты.

Сдать багаж необходимо до отхода транспорта. На каждый вид транспортного средства установлен свой лимит времени, после исчерпания которого багаж не принимается. Относительно железнодорожного сообщения установлен лимит в 30 минут, до отъезда поезда.

Опиши задание

Услуга по перевозке багажа

Услугу по доставке багажа в конечной пункт, после пересечения государственной границы стоит назвать предметом договора международной перевозки.

Услуга касается только разрешенных к перевозке предметов и производится тем же транспортом, которым пользуется пассажир.

Всему есть своя причина, так в процессе перевозки могут возникнуть обстоятельства, которые требуют присутствия пассажира при проверке багажа.

Пассажиру необходимо не только оплатить перевозку багажа, но и в случае его невостребованности заплатить за хранение.

Замечание 5

Предоставление услуги хранения багажа подробно прописан в некоторых конвенциях. Таким образом порядок и организация хранения, передача на хранение багажа третьему лицу, оплата за оказанную услугу регулируется КАПП.

Существует три основных обязанности по договору которые должен соблюдать перевозчик.

Первой из них является своевременная доставка багажа в пункт назначения. Этот пункт считается выполненным, если багаж прибыл в конечную точку, до того как время на доставку истекло. Стоит отметить, что срок доставки складывается из расписания движения транспорта.

Второй пункт — доставка багажа в сохранности. Если в процессе перевозки или при получении багажа обнаружилось его повреждение или частичная утрата, то перевозчик проводит проверку содержимого и составляет коммерческий акт.

В коммерческий акт вносятся все результаты проверки и подписывается обеими сторонами, если пассажир присутствовал при его составлении.

В третий пункт входит выдача багажа уполномоченному на его получение лицу.

В багажной квитанции указывается станция назначения, на которой и выдается багаж, после того как произойдет его выгрузка, а также будут исполнены другие формальности.

Для получения багажа, пассажиру необходимо предъявить багажную квитанцию, после чего ее забирают. В случае же утери багажа, его стоимость возмещается на условиях, установленных конвенциями и соглашениями.

Не исключены случаи потери багажной квитанции, в такой ситуации пассажиру необходимо доказать свое право на получение багажа. Также пассажир может внести залог, если доказательства не сочтут достоверными. При таком условии залог возвращается после того, как закончиться установленный срок.

Требования к перевозке багажа

Перевозчик имеет право проверить багаж пассажира, но только в его присутствие и, если в нем перевозят запрещенные предметы.

Замечание 6

Перевозчик обладает правом продать невостребованный багаж, если пассажир не забрал его вовремя. Вся сумма от продажи возвращается владельцу багажа, с вычетом суммы за хранение и других расходов, если они были. Перевозчик обязательно должен предупредить пассажира о реализации багажа, если установлено его местонахождение.

Самой важной обязанностью пассажира является своевременная оплата багажа и его подготовка к перевозке. Багаж должен быть упакован и замаркирован, а также иметь бирку на которой указано кому он принадлежит, станция отправления, станция назначения и адрес пассажира.

Чтобы багаж приняли к перевозке необходимо сдать его в установленное время до отхода поезда.

В его обязанность входит заблаговременная сдача багажа для перевозки, не позднее установленного времени до отхода международного железнодорожного транспорта, и соблюдение ограничений относительно веса.

Пассажиру также необходимо принимать участие в таможенной проверке багажа.

Но, бывают случаи, когда это невозможно. В таких ситуациях он должен оставить на пограничной станции доверенность от своего имени, на имя ее начальника для досмотра багажа. Это значительно ускорит процесс доставки и избавит от лишних хлопот. Если проверка багажа была необходима из-за нарушений запрета по перевозки, то пассажир берет на себя расходы по этой проверке.

Права пассажира при перевозке багажа

Помимо обязанностей у пассажира также есть и права, которыми он может пользоваться во время перевозки багажа.

Таким образом пассажир может объявить ценность багажа при его сдачи, причем сумма должна быть указана в валюте страны отправления и сформирована из средних цен на этот предмет. В багажной квитанции ставиться отметка о сумме объявленной ценности, если же ценность не объявлена — ставится прочерк.

При необходимости пассажир может потребовать багаж в любом промежуточном пункте, а также отправить его обратно с любой станции по маршруту на станцию отправления, если это не запрещено таможенными или другими правилами. Для этого необходимо составить заявление и подать на станцию отправления вместе с багажной квитанцией. В случае отправки багажа обратно, также оформляется багажная квитанция.

Как говорилось ранее пассажир имеет право присутствовать при оформлении коммерческого акта, если багаж был поврежден или частично утрачен.

В этом случае он может потребовать проведение экспертизы, для установления причины и объема ущерба багажа. Договор должен быть оформлен багажной квитанцией.

Багажная квитанция в данном случае представляет собой отдельный документ, подтверждающий заключение договора на указанных в ней условиях.

Бланк багажной квитанции заполняется на языке страны отправления.

Замечание 7

В случаях отсутствия, неправильности или утере багажной квитанции договор не теряет свою действительность. Это важное положение закреплено в конвенциях и соглашениях международных железнодорожных перевозок мчп.

В багажной квитанции указывается и срок доставки багажа, причем в некоторых случаях срок можно увеличить. Это может быть связано с дополнительными факторами, которые повлияли на перевозку.

Из стоимости транспортировки багажа и складывается цена за договор, относительно установленных тарифам.

Багажная квитанция выдается при оплате багажа, причем рассчитаться необходимо до начала поездки. Как только багаж доедет до места назначения и вернется законному владельцу, производится окончательный расчет за перевозку. При наличии дополнительных платежей выдается еще одна квитанция и письменная справка об уплаченных расходах, если ее требует пассажир.

Бывают случаи, когда багаж не доставляется на станцию назначения в срок. В этих случаях его доставляют бесплатно, исходя из заявления о возвращении от пассажира.

То же самое касается и утраченного багажа, если его обнаруживают в течение года со дня, когда он должен был прибыть на станцию назначения.

Но в других случаях пассажир должен нести ответственность за расходы по переотправке самостоятельно.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo/pravila-mezhdunarodnyh-zheleznodorozhnyh-perevozok/

Ржд держат дистанцию от коронавируса. в условиях пандемии covid-19 монополия разработала новую схему размещения пассажиров в вагонах

Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом

09 апреля 2020

В ОАО «РЖД» определились, как будут продавать билеты и, соответственно, размещать в вагонах пассажиров, в связи с коронавирусом. Для этого перевозчик в самое ближайшее время введёт особый режим реализации проездных документов. Касается он поездок во всех классах поездов.

Согласно новым правилам, дистанция между пассажирами, как в купе, так и в плацкарте, будет составлять не менее одного метра (Минздрав же настоятельно рекомендует, если не настаивает, на расстоянии от полутора метров до двух).

В монополии же уверены, что и метра достаточно, чтобы снизить риск передать/получить заболевание вирусом во время поездки.

«В вагоны СВ будут, как и прежде, продаваться по два билета. В купейные вагоны будут продаваться по два места вместо четырёх. Но при необходимости оформления в одном заказе до четырёх пассажиров, например, если едет семья, мы это ограничение применять не будем», — рассказал заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Пегов.

В монополии также запустили сразу несколько акций, направленных на поощрение пассажиров за самоизоляцию в пределах отдельно взятого поезда. Так, при выкупе двух мест в СВ, пассажир сможет получить дисконт в размере 40% от стоимости билета.

При покупке четырёх мест в купе вы сможете сэкономить 20%. РЖД также ввели спецтарифы на «Сапсаны» и запустили ещё несколько акций на проезд в поездах дальнего следования — как весной, так и приближающимся летом.

Подробнее о них вы можете узнать на официальном портале компании в разделе «Акции».

Из-за вируса РЖД приняли решение полностью закрыть все вагоны-рестораны и вагоны-бистро в своих составах.

В плацкартные вагоны планируется продавать по два места в купейную часть и нижнее боковое вместо четырёх и двух соответственно. Исключение — путешествующие семьи. По-новому разместят пассажиров и в «сидячках». Если в вагоне находятся по два ряда двухместных кресел, пассажирам продадут только места у окна.

Там, где в ряду находятся по три кресла, будут продаваться билеты у окна и у прохода. Для пассажиров, которые купили билеты до того, как Роспотребнадзор обязал держать дистанцию, предложат не уступающие по цене и предлагаемым услугам места, позволяющие соблюдать предписание ведомства.

В РЖД уверяют, что мест хватит всем.

Сегодня монополия формирует составы, исходя из спроса, и всегда может увеличить или уменьшить составность.

В планах компании в кратчайшие сроки определиться, по каким правилам продавать билеты на «Сапсаны» и «Ласточки» (частота курсирования которых между Москвой и Санкт-Петербургом в ближайшие дни должна сократиться до 4 пар в сутки) с учётом соблюдения в них необходимой дистанции.

Это шаг в правильном направлении, его можно только поддержать, — рассказал vgudok.com председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.

«В конце концов, метр, полтора, два — это достаточно условное расстояние. Если люди сядут друг напротив друга на расстоянии метра и будут друг на друга чихать, то такого расстояния мало.

А если они сидят на расстоянии метра, но дышат в разные стороны аккуратно, и они в масках, то этого может быть достаточно.

Другое дело, что с ложившейся сложной ситуации при таком падении спроса на поездки в первую очередь государство должно помочь железнодорожникам, поддержать отрасль, — уверен наш собеседник. — Понимаю, что не в такой степени, как это реализуется по отношению к авиаперевозчикам.

Поскольку многим авиакомпаниям именно зарубежные перевозки приносили основную прибыль. Для ФПК зарубежные перевозки были не очень важны. Более того, говорят, они были убыточными. Но именно для того, чтобы пассажиров можно было рассаживать пореже, нужна государственная помощь».

Тем, кого вирус и соседи в купе не смущают, да и просто обстоятельства вынуждают воспользоваться услугами железной дороги, стоит знать и про другие ограничения, связанные с COVID-19.

Из-за вируса РЖД приняли решение полностью закрыть все вагоны-рестораны и вагоны-бистро в своих составах. При этом сохраняется возможность приготовления и индивидуальной доставки блюд на места.

То есть пассажир всегда сможет сделать заказ, еду ему приготовят и лично передадут. Поможет в этом проводник.

В вагонах поездов дальнего следования временно прекратят продажу всех непродовольственных товаров.

Исключение составят влажные и сухие салфетки, дезинфицирующие средства, наборы для душа и дорожные наборы, сообщили на сайте перевозчика.

Нет теперь возможности и подкрепиться перед отправлением или же сразу после прибытия по месту назначения. На вокзалах и станциях закрыты все кафе и рестораны.

Если кто-то хочет, чтобы вся экономика рухнула, тогда можно ЖД остановить.

«Во исполнение предписания главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту Российской Федерации от 29 марта 2020 года и в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на вокзалах, станциях и остановочных пунктах сети российских железных дорог приостановлена работа объектов общественного питания (рестораны, кафе, столовые и т.д.)», — сообщили в холдинге.

Купить можно будет только еду в тех точках общественного питания, которые её продают на вынос. Ограничения и новые правила, тем не менее, не отпугнут клиентов, считает Кирилл Янков. У каждого пассажира, даже в условиях коронавируса, есть свой веский аргумент, зачем ему садиться в поезд.

«Спрос на пассажирские перевозки по железной дороге, несмотря на вирус, существует. Дело в том, что поездки внутри страны никто не запрещал при режиме карантина. На Украине отменили все поездки, включая самолёты, и люди пересели на автомобили. В России спрос по естественным причинам снизился, но останавливать сообщение нельзя.

Если кто-то хочет, чтобы вся экономика рухнула, тогда можно всё остановить. В конце концов, у людей есть разные причины для того, чтобы ездить: бизнес, командировки, семейные дела. Не всё можно сделать дистанционно. Понятно, что перестали ездить отдыхать. Но весна и так не сезон для туризма.

А остальные причины сесть в поезд, остаются», — резюмирует эксперт.

Максим Ярошевский

Источник: https://vgudok.com/lenta/rzhd-derzhat-distanciyu-ot-koronavirusa-v-usloviyah-pandemii-covid-19-monopoliya-razrabotala

Основы организации пассажирских перевозок

Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом

Основная задача организации пассажирских перевозок состоит в удовлетворении потребностей населения в передвижении наряду с обеспечением безопасности и высококачественного обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах.

Для организации пассажирских перевозок и развития соответствующих устройств устанавливают ожидаемый объем перевозок в пассажирокилометрах.

Основой для этого служат результаты анализа отчетности о выполненных перевозках за прошедший период, данные о численности населения, состоянии экономики (в том числе о строительстве новых городов и поселков, железнодорожных линий), расширении сети курортов и домов отдыха, развитии коллективного садоводства и огородничества и т.д.

Учитывают и такие факторы, как массовые организованные перевозки пассажиров на выставки и туристов, удельный вес междугородных и пригородных перевозок пассажиров другими видами транспорта.

Пассажиропотоки определяют по направлениям и периодам года, а для пригородного движения — также по месяцам, дням недели и времени суток. Для этого используют данные обследований пассажиропотоков. Из-за специфики пассажирских перевозок осуществляют их раздельное планирование в дальнем, местном и пригородном сообщениях по методикам, приведенным в курсе «Экономика транспорта».

Пассажирские поезда подразделяют на следующие категории: дальние, следующие на расстояние свыше 700 км, местные —

150… 700 км и пригородные — до 150 км.

Дальние и местные поезда в зависимости от скорости движения и числа остановок могут быть скоростными, скорыми и пассажирскими.

К скоростным и скорым относятся поезда, следующие с высокой скоростью и имеющие остановки только на больших станциях. Комфорт для пассажиров и скорость до 200 км/ч обеспечивают скоростные поезда ЭР200 и «Невский экспресс», которые курсируют на линии Петербург—Москва.

Пассажирские поезда следуют с меньшей скоростью и останавливаются на всех или на большинстве станций. Их средняя скорость движения составляет лишь около 50 км/ч. Перевозка почты и багажа осуществляется в специальных вагонах, включаемых в скорые, пассажирские и почтово-багажные поезда.

При составлении расписания отправление дальних поездов с начальных пунктов назначают, как правило, в вечернее время, а прибытие на конечные пункты — в утреннее. Расписание местных и пригородных поездов стремятся сделать удобным для основной категории пассажиров, согласовывая его с часами работы предприятий и учреждений.

В некоторых случаях при возникновении больших пассажиропотоков помимо обычных могут быть сформированы пассажирские поезда длинносоставные, повышенной длины и соединенные. В первом случае длина поезда превышает установленную схемой его формирования, во втором случае в состав пассажирского поезда входят 20 вагонов и более.

Пассажирский поезд называют соединенным, если он составлен из двух сцепленных пассажирских поездов с действующими локомотивами в голове каждого поезда.

Наибольший удельный вес в общем объеме пассажирских перевозок занимают пригородные перевозки. Их характерными особенностями являются необходимость частых остановок для посадки и высадки пассажиров и значительная неравномерность движения по периодам года, дням недели и времени суток.

На пригородных линиях с небольшими размерами пассажирского движения, где применение электротяги может оказаться экономически неоправданным, используют дизель-поезда и автомотрисы.

Устройства для обслуживания пассажиров должны обеспечивать им максимальные удобства. Это учитывается, в частности, при проектировании вокзалов и планировке вокзальных помещений.

Для удобства пассажиров проводится предварительная продажа билетов с доставкой на дом, причем не только в городах, но и на промежуточных станциях пригородных зон; практикуется оформление билетов на дальнейший путь следования непосредственно в поездах.

На крупных вокзалах внедрена система диспетчерского руководства продажей билетов. Билетные кассиры включаются в диспетчерскую сеть центрального пункта. Внедрена автоматизированная система «Экспресс-2» для резервирования, учета мест и продажи билетов на поезда дальнего следования.

Эта система затрачивает на обслуживание одного пассажира 45 с.

Внедрение системы «Экспресс-3», основанной на новых программных средствах и имеющей существенно больший объем памяти, чем у системы «Экспресс-2», помимо повышения качества сервисных услуг, предоставляемых пассажирам, обеспечит полную автоматизацию технологических процессов и более высокий уровень управления пассажирскими перевозками в целом по сети.

Для удобства пассажиров на ряде станций — в пунктах стыка различных видов транспорта — созданы объединенные вокзалы, обслуживающие пассажиров железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта.

В последние годы введены новые фирменные поезда, обеспечивающие комфортные условия поездки; на крупных вокзалах созданы центры сервисного обслуживания, предоставляющие пассажирам широкий спектр услуг: оформление билетов по России и сопредельным странам, бронирование мест по телефону, доставка проездных билетов на дом, междугородная и международная связь и др.

На дорогах стали функционировать дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании и создаются дирекции по обслуживанию пригородных пассажиров.

Росту пассажирских перевозок в значительной мере способствует увеличение скорости движения поездов благодаря вводу в эксплуатацию скоростных электропоездов, вагонов И ЛОКОМОТИВОВ нового поколения.

Однако в нашей стране, как и за рубежом, пассажирские перевозки, особенно пригородные, всегда были и остаются убыточными.

Для покрытия этих убытков принимаются меры по снижению эксплуатационных затрат, повышению уровня комфортности и сервиса.

Особое значение приобретает роль региональных администраций в приобретении нового подвижного состава, выделении средств на развитие устройств для обслуживания пассажирских перевозок.

Контрольные вопросы 1. Перечислите основные операции перевозочного процесса.

2. Каково содержание плана формирования поездов?

3. Что представляют собой отправительский и ступенчатый маршруты?

4. Как подразделяются поезда по старшинству?

5. Какие грузовые и пассажирские поезда относятся к поездам повышенной длины?

6. В чем состоит грузовая и коммерческая работа на железнодорожном транспорте?

7. Какие пассажирские поезда относятся к дальним, местным и пригородным?

8. Что представляют собой системы «Экспресс-2» и «Экспресс-3»?

Глава 23

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ И ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

⇐Организация грузовой и коммерческой работы. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ | Общий курс железных дорог | Значение графика и требования, предъявляемые к нему⇒

Источник: https://poezdvl.com/obschiy-kurs-zd/osnovy-organizatsii-passazhirskikh-perevozok.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.