Перевозка пассажиров на железнодорожном транспорте

5.8 Обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах

Перевозка пассажиров на железнодорожном транспорте

Обслуживание пассажиров — система услуг населению по осуществлению поездок на железнодорожном транспорте, включая услуги, предоставляемые пассажирам на вокзалах и в поездах, а также городскими транспортными агентствами и выносными железнодорожными кассами.

Услуги обслуживания пассажиров, являющиеся составной частью общей сферы платных услуг, оказываемые населению на железнодорожном транспорте, относятся к следующим видам: транспортные услуги (часть непрофильных услуг), включаемые в состав бытовых услуг, и услуги пассажирского транспорта, включающие все профильные и часть непрофильных услуг, не вошедших в бытовые.

В состав транспортных услуг (бытовых) входят: услуги камер хранения и носильщиков, доставка билетов на дом, перевозка домашних вещей и др.

Услуги пассажирского транспорта включают услуги по перевозке пассажиров (профильные) в дальнем и пригородном сообщениях, туристско-экскурсионные перевозки, перевозки ручной клади, багажа и грузобагажа, услуги, оказываемые пассажирам в пути следования, а также услуги (непрофильные) по предварительной продаже билетов, транспортно-экспедиционному обслуживанию, проживанию в комнатах матери и ребенка на вокзалах, в вагонах-гостиницах, справочно-информационному обеспечению на вокзалах и др.

Обслуживание пассажиров должно обеспечиваться с учетом максимальных удобств.

С этой целью разрабатываются рациональная планировка помещений вокзалов, в состав которых включаются удобное расположение операционного зала и касс, багажа, камеры хранения и почты, зала ожидания, зала для пассажиров с детьми, буфета, ресторана, медпункта и парикмахерской, комнат общего пользования и др. Устраиваются также навесы над платформами с крытыми выходами к поездам.

Ускорению и улучшению обслуживания пассажиров способствуют применение различных машин и автоматов в пассажирском хозяйстве. К их числу относятся: билетопечатающие и билетовыдающие машины, электрические компостеры, автоматические справочные установки по вопросам расписания движения поездов и условиям проезда, телевизионные установки и др.

Внедрена комплексная автоматизированная система «Экспресс», служащая для управления пассажирскими перевозками, которая сыграла революционную роль в обслуживании пассажиров. Это человеко-машинная система включает в себя совокупность административных, технологических и экономико-математических методов, средств вычислительной техники и связи.

Первая отечественная система «Экспресс-1» на базе ЭВМ второго поколения начала действовать в 1972 г. на Киевском вокзале Москвы как система управления продажей билетов, которая проработала до 1985 г.

Основные операции, производимые системой: автоматическая обработка посылаемых с пультов билетных касс заказов пассажиров; определение стоимости проезда; резервирование требуемых мест в поездах в период от 10 суток и до момента отправления поезда; печатание различных проездных и вспомогательных документов; информация пассажиров и кассиров с помощью табло о наличии свободных мест в поездах; подсчет денежных сумм от продажи билетов по каждой кассе и пунктам продажи в целом; выдача всевозможных справок об использовании мест; производство статических и финансовых форм учета и отчетности. Кроме того, на первом этапе своей работы система «Экспресс-1» оформляла заказы транзитных пассажиров на прямые плацкарты для 50 городов страны и выдавала билеты на обратный выезд за 45 суток до отправления поезда.

Внедрение системы «Экспресс-1» позволило в 2-2,5 раза поднять производительность билетных кассиров; в 4-5 раз сократить трудоемкость операций по ведению учета и составлению отчетности о перевозках пассажиров дальнего следования; улучшить обслуживание пассажиров путем предоставления им возможности оформлять заказы на поезда в любой кассе; информировать пассажиров через табло о наличии свободных мест; улучшить коммерческую загрузку подвижного состава на 3,8 %; поднять качество планирования и учета пассажирских перевозок. Используя опыт работы системы «Экспресс-1», создана типовая система «Экспресс-2», внедренная в Московском железнодорожном узле в 1982 г.

Математическое обеспечение системы «Экспресс-2» унифицировано для всей сети дорог и позволяет использовать ее на любом полигоне и управлять не только предварительной и суточной, но и текущей продажей билетов в процессе следования поезда.

Это дает возможность ликвидировать учет мест в поездах проводниками, возложив его полностью на ЭВМ.

Для оперативного управления пассажирскими перевозками и их финансового и статического учета в системе «Экспресс-2» предусмотрена выдача всей необходимой информации.

Системы «Экспресс-1» и «Экспресс-2» по своим показателям работы являются круп¬нейшими в Европе. По числу резервируемых мест в сутки каждая из них выполняет работу, равную суммарной работе всех действующих систем на железных дорогах Западной Европы, которые входят в вычислительную сеть резервирования проездных документов «ИРИС».

На сети отечественных железных дорог к 1992 г. создана объединенная вычислительная сеть управления пассажирскими перевозками. Вычислительная сеть коллективного пользования рассчитана на обслуживание 17 тыс. билетных касс с 16 вычислительными центрами систем «Экспресс-2».

Для обслуживания пассажиров в международном сообщении возможно соединение сети с Европейскими системами, включая «ИРИС» и «ГЕРМЕС».

Источник: https://www.vagoni-jd.ru/razdel_05-8-obslyjivanie-passajirov/

Правила перевозок пассажиров. Глава 9

Перевозка пассажиров на железнодорожном транспорте

198. Для обеспечения правильного использования средств организаций железнодорожного транспорта и соблюдения законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы перевозок на железнодорожном транспорте, организуется соответствующий контроль за:

– наличием и действительностью у пассажиров проездных документов (билетов);

– соблюдением пассажирами правил перевозок ручной клади;

– правильностью гашения проездных документов (билетов) проводниками вагонов;

– обеспечением надлежащего содержания вагонов и качеством обслуживания пассажиров со стороны поездной бригады;

– соблюдением пассажирами общественного порядка в поездах, на станциях (вокзалах) и выполнением ими, а также работниками железнодорожного транспорта положений Транспортного устава, Правил оказания услуг, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

– организацией продажи проездных документов (билетов);

– правильностью выдачи и оформления в кассах перевозочных и проездных документов (билетов);

– работой железнодорожных камер хранения ручной клади и багажных отделений;

– порядком учета свободных и освобождающихся мест в поездах и передачей сведений о таких местах;

– правильностью пользования вагонами (служебными, почтовыми, бизнес-класса, арендованными и иными);

– соблюдением порядка торговли на железнодорожном транспорте. Производя проверку, контролирующие лица, выявившие недостатки, принимают меры к их устранению.

199. Проверка наличия у пассажиров билетов на поезда пригородного сообщения осуществляется в пути следования поезда, перед посадкой и после поездки при проходе через пункт контроля на станциях (вокзалах) и остановочных пунктах. При отсутствии у пассажиров билетов к ним применяются правила, предусмотренные пунктом 201 настоящих Правил.

При проведении контроля в местах массового скопления граждан должны соблюдаться требования их безопасности.

200.

Контроль, организуемый в соответствии с пунктом 198 настоящих Правил, осуществляется контролирующими лицами (контролерами-ревизорами поездов, ревизорами-инструкторами по контролю пассажирских поездов и вокзалов, работниками групп технологического контроля и технологическими ревизорами, начальниками (механиками-бригадирами) пассажирских поездов и другими контролирующими лицами, на которые нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен такой контроль).

201.

Пассажир, обнаруженный при проверке в поезде без проездного документа (билета) или предъявивший проездной документ (билет), срок действия которого истек или в котором указана фамилия, номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии пассажира, номеру, указанному в документе, удостоверяющем личность пассажира, или предъявивший бесплатный или льготный проездной документ (билет) без соответствующих документов, подтверждающих право на пользование таким проездным документом (билетом), а также пассажир, обнаруженный в поезде дальнего и местного следования с билетом на поезд пригородного сообщения (за исключением случаев, установленных железной дорогой), считается безбилетным и должен уплатить штраф в размере, установленном законодательством Российской Федерации.

Одновременно с уплатой штрафа с безбилетного пассажира, проезжающего в поездах дальнего и местного следования и пригородных поездах, контролирующими лицами взимается стоимость проезда от станции посадки пассажира до станции назначения или пересадки. Если пассажир заявляет о желании покинуть поезд, он, кроме штрафа, оплачивает стоимость проезда до станции, на которой он покинет поезд. В случае отказа пассажира оплатить штраф и стоимость проезда принимаются меры к его удалению из поезда.

При отсутствии фамилии в проездном документе (билете) он изымается у пассажира. При этом составляется акт за подписью контролера-ревизора поездов или начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда в двух экземплярах.

В акте указывается фамилия пассажира, номер проездного документа (билета), поезда, вагона, места, станции отправления и назначения, а при оформлении проездного документа (билета) через автоматизированную систему “Экспресс” также номер пункта продажи.

Акт должен иметь штамп организации формирования поезда.

Первый экземпляр акта выдается пассажиру, а второй экземпляр акта вместе с таким проездным документом (билетом) направляется в пассажирскую службу железной дороги, оформившей проездной документ (билет), для проведения служебного расследования, а пассажир следует до станции назначения с актом, который заменяет ему проездной документ (билет).

Удаление пассажира из поезда не допускается на станциях, находящихся вдали от населенных пунктов. Перечень таких станций устанавливается железной дорогой.

202.

Пассажир, обнаруженный в поезде дальнего или местного следования без проездного документа (билета), считается безбилетным, если по его вине не будет оформлен проезд в сроки, предусмотренные пунктом 30 настоящих Правил, и с него контролирующими лицами взыскивается штраф и взимается стоимость проезда. Если в указанные сроки проезд не будет оформлен по вине начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда, то штраф за безбилетный проезд с пассажира не взыскивается.

203.

Пассажир, совершивший ошибочно посадку в поезд не того направления, которое указано в имеющемся у него проездном документе (билете) или в поезд ранее срока, указанного в проездном документе (билете), должен покинуть поезд на ближайшей станции, за исключением станций, находящихся вдали от населенных пунктов. Штраф с пассажира в указанных в настоящем пункте случаях контролирующими лицами не взыскивается.

204. В случае предъявления пассажиром проездного документа (билета), вызывающего сомнение в его действительности (в том числе со сбоем нумерации), контролирующее лицо составляет акт в двух экземплярах.

В акте указываются: размер уплаченной пассажиром суммы, пункт приобретения проездного документа (билета), фамилия, имя, отчество пассажира и место его жительства.

Проездной документ (билет) как дефектный с актом пересылается на железную дорогу, на станции которой оформлен проездной документ (билет), для проведения служебного расследования. Пассажир в этом случае следует до станции назначения с первым экземпляром акта, который заменяет ему проездной документ (билет).

205.

Проездной документ (билет), выданный с использованием автоматизированной системы “Экспресс” с информацией, нанесенной вручную или другим способом, кроме случаев, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, а также проездной документ (билет), оформленный по ручной технологии, без компостера, без указания станции назначения, с неверными названиями станций и другими нарушениями в оформлении, допущенными работниками железнодорожного транспорта, признается дефектным и отбирается у пассажира.

Если дефектный проездной документ (билет) обнаружен в пути следования, то дальнейший проезд пассажира оформляется согласно пункту 201 настоящих Правил.

Если дефектный проездной документ обнаружен на станции отправления, то начальник станции (вокзала) составляет акт в двух экземплярах.

В акте указываются: станция обнаружения дефектного проездного документа (билета), фамилия пассажира, номера проездного документа (билета), поезда, вагона, места, станция и дата отправления, станция назначения, дата оформления проездного документа (билета) через автоматизированную систему “Экспресс” и номер пункта продажи, в чем заключается дефектность проездного документа (билета).

Билетная касса станции (вокзала) отправления по акту и приложенному к нему дефектному проездному документу (билету) выдает пассажиру безденежный проездной документ (билет) на проезд в такой же тип вагона и категорию поезда, в какой давал право проезда заменяемый проездной документ (билет). На обратной стороне проездного документа (билета) делается отметка “Выдан взамен отобранного дефектного”. Новый проездной документ (билет) и второй экземпляр акта выдаются пассажиру для совершения поездки.

При обнаружении дефектного абонементного билета на поезд пригородного сообщения он отбирается у пассажира. При этом контролирующим лицом составляется акт в трех экземплярах. Первый экземпляр вручается пассажиру.

На основании указанного акта пассажир имеет право завершить свою поездку, вернуться до пункта приобретения дефектного абонементного билета и получить в этом пункте бесплатно новый абонементный билет, на котором делается отметка “Выдан взамен отобранного дефектного”.

Дефектный абонементный билет, отобранный контролирующими лицами, прилагается к двум другим экземплярам акта, которые передаются для проведения служебного расследования и принятия мер железной дороге, на которой производилась проверка.

206. При проезде без детских проездных документов (билетов) в поездах дальнего или местного следования детей в возрасте от 5 до 10 лет или двух и более детей в возрасте до 5 лет при одном взрослом пассажире с такого пассажира контролирующими лицами взыскивается штраф за безбилетный проезд в размере, установленном законодательством Российской Федерации.

На дальнейший путь пассажир приобретает детские проездные документы (билеты) в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

207.

При проезде по детскому проездному документу (билету) пассажира в возрасте старше 10 лет с такого пассажира контролирующими лицами взыскивается штраф, как за безбилетный проезд в размере, установленном законодательством Российской Федерации. Кроме того, он уплачивает разницу между стоимостью полного и детского проездного документа (билета) от станции первоначального отправления до станции назначения.

Дети, следующие без сопровождения взрослых и оказавшиеся без проездных документов (билетов), должны быть переданы поездной бригадой или контролирующими лицами на ближайшей станции дежурному транспортной милиции.

208.

При возникновении сомнения относительно возраста детей, провозимых бесплатно или по детским проездным документам (билетам), контролирующие лица вправе потребовать предъявления соответствующих документов, подтверждающих возраст ребенка (например, свидетельство о рождении, запись в паспорте родителей и т.д.), а при наличии льготного проездного документа (билета), оформленного школьнику старше 14 лет, – справки из общеобразовательного учебного заведения.

Если во время первой проверки проездных документов (билетов) у контролирующих лиц не возникло такого сомнения, то при последующих проверках контролирующие лица не вправе поднимать указанный вопрос.

209. Контролирующие лица при обнаружении провоза пассажиром ручной клади сверх установленной нормы взыскивают с такого пассажира штраф и провозную плату за весь путь следования (от начальной станции) по тарифу багажа.

210. При обнаружении у пассажира излишней ручной клади контролирующие лица должны составить акт на проводника вагона, допустившего в вагон пассажира с ручной кладью сверх установленной нормы без соответствующей оплаты. Акт направляется по месту работы проводника вагона.

Позвоните нам по телефону +7 (495) 646-03-45 или +7 (915) 413-72-94, либо задайте свой вопрос на странице

Источник: https://www.tlkregion.ru/Docs/Pravila_Perevozok_Passazhirov/9/

Правила перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте

Перевозка пассажиров на железнодорожном транспорте

Железная дорога достаточной комфортный способ перемещения для любой категорий туристов, таких как индивидуалый, большие и малые туристские группы, используя на рейсовые регулярные линии и чартерные поездки, в том числе специализированные туристско-экскурсионные поезда регионального и дальнего сообщения.

Замечание 1

Железные дорога на протяжении всего времени своего существования стимулировали развитие индустрии гостеприимства. Тем не менее, главным конкурентом железнодорожным поездкам выступает автомобильные путешествия в плане перемещения на короткое расстояние и организации экскурсионных маршрутов.

На современном этапе большинство крупных железнодорожных компаний, такие как «Вагон-Ли», «Аккор» и прочие, стремятся сохранить и увеличить туристский пассажиропоток. Главными задачи в данной сфере являются:

  1. создание высокоскоростных магистралей для усоренного перемещения;
  2. сервис в вагонах согласно формуле «Евро-Найт», подразумевающей комфортность как в отеле;
  3. организация специализированных туристско-экскурсионных составов, в том числе и «ретро-паровозов».

Классификация железнодорожных поездов

Система железнодорожных пассажирских перевозок представлена рейсовыми, следующими согласно установленным маршрутам, в пределах соблюдаемого временного промежутка и графика движения.

Рейсовые поезда дифференцируются на пригородные, местные и дальние, и на внерейсовые (чартерные), комплектующиеся согласно возникающим потребностям в поезде. Это справедливо и для туристских поездов.

Пригородные поезда – характеризуются следованием согласно регламентированному расписанию по территории региона. В транспортных средствах размещаются до 1500 пассажиров. Главной чертой является наличие частых остановок на местных станциях. Места не нумеруются.

Местные поезда – осуществляют перевозки между станционными пунктами одной железной дороги. Их путь следования составляет до 700 км и пролегает по территории крупного района, региона или небольшой страны – через поселки и небольшие города.

Дальние поезда – проезжают расстояние значительно больше 700 км.Их принято разделять на скорые круглогодичного обращения, скорые сезонные (летние), пассажирские дальние круглогодичного и сезонного обращения.

Внерейсовые (чартерные) поезда – представляют собой заказные поезда, поездки на которых организуются отдельно и не зависят от расписания.

К таковым можно отнести туристские поезда, которые следуют не по регулярному расписанию по специально организованным маршрутам и графикам, которые составляются, учитывая окна в регулярном расписании и экскурсионно-туристские цели.

Данный тип поездов также включает так вывозные поезда, которые организуются не по расписанию в период праздников, национальных и международных соревнований и игр, а также для транспортировки техники и населения на уборочные, сельскохозяйственные и прочие работы.

Поезда и вагоны также подразделяются на разные категории. Категории поездов: пригородный, пассажирский, скорый, скоростной. Категории вагонов: плацкартный, сидячий, купейный, спальный, вагон-ресторан, почтовый.

Организация железнодорожных перевозок

Замечание 2

Составление плана железнодорожных перевозок подразумевает утверждение регулярных маршрутов, введение дополнительных, их отмена, формирование прицепных вагонов по направлениям. Это сложная деятельность, требующая формирования прогнозов потоков пассажиров в конкретных направлениях.

Потребность в осуществлении путешествий среди населения зависит от следующих факторов сезонность, период отпусков, выходные дни и общенациональные праздники, начало учебного года, школьные и студенческие каникулы.

Рациональная эксплуатация транспорта и грамотное использование технических и основных средств и пропускной способности дороги обеспечиваются надежным оперативным контролем и корректировкой протяженности маршрутов.

Перевозка пассажиров и товаробагажа, которая осуществляется через как минимум две страны согласно единым условиям и по одному проездному документу называется перевозкой в прямом международном пассажирском сообщении. Она осуществляется при помощи транспортировки пассажиров в вагонах и поездах прямого международного беспересадочного сообщения.

Транспортировка туристов графиковыми составами осуществляется на тех же условиях, что и для обычных пассажиров по железнодорожным билетам. Исключение составляют пригородные поезда, где билеты оформляются на отдельных типовых бланках.

Покупка проездного билета пассажиром подразумевает безоговорочное присоединение к правилам перевозки пассажиров и их багажа, которые установлены на конкретной дороге (трамвае, метро). Ticket stock – бланк билета, содержащий различные пункты об изменении, подтверждении билета, в том числе штампы, подтверждающие его подлиность.

По проездному билету можно получить информацию о перевозчике, станции отправления (departure city), станции назначения (arrival city), дате начала поездки (DOT – Date of Travel), времени отправления (time departure), коде и номере поезда, типе и номере вагона, месте пассажира, стоимости билета, фамилии пассажира (для поездов дальнего следования), поле и номере паспорта пассажира (для международных рейсов).

Замечание 3

В ходе оказания услуг европейских железнодорожных перевозок в билетах не указываются дата поездки и номер места.

Источник: https://spravochnick.ru/turizm/transportnoe_obsluzhivanie/pravila_perevozki_passazhirov_na_zheleznodorozhnom_transporte/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.