Перевод земель запаса
Содержание
- 1 Перевод земель из одной категории в другую: пошаговая инструкция
- 1.1 В каких случаях возможно произвести смену категории земли?
- 1.2 Порядок перевода одной категории земли в другую
- 1.3 Кто вправе инициировать смену статуса земли
- 1.4 Что делать в случае отказа в переводе
- 1.5 Можно ли обжаловать отказ?
- 1.6 Какие нюансы могут возникать при переводе
- 1.7 Особенности перевода земель сельхозназначения в земли под ИЖС
- 1.8 Поправки в закон, принятые в 2019 году
- 1.9 Сколько стоит перевод
- 2 Как земли запаса перевести в другую категорию?
- 3 Когда допускается использование земель запаса?
- 4 Как можно использовать запасные земли
- 4.1 Зачем нужны земли запаса и можно ли их использовать
- 4.2 Отличие земель запаса от фонда перераспределения
- 4.3 Перевод земли запаса в другую категорию
- 4.4 Формирование нового земельного участка из земель запаса
- 4.5 Подготовка схемы
- 4.6 Утверждение СРЗУ
- 4.7 Могут ли не утвердить СРЗУ
- 4.8 Регистрация прав собственности на ЗУ земель запаса
Перевод земель из одной категории в другую: пошаговая инструкция
Земли сельхозназначения: порядок перевода в земли под ИЖС в 2019 году
Вся земля в России делится на специальные категории и соответствующие им виды разрешенного использования. Это деление необходимо для того, чтобы эксплуатация земель проходила более рационально.
При этом собственники земельных участков обязаны использовать их только в соответствии с их целевым назначением.
Осуществить перевод земли в другую категорию можно лишь в определенных случаях. В 2019 году действуют правила перевода, утвержденные ФЗ № 172 «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 года.
В каких случаях возможно произвести смену категории земли?
Стоит подчеркнуть, что изменить категорию земельного участка удается не всегда. В отношении всех категорий действуют установленные ограничения или прямые запреты. Воспользоваться правом перевода можно в исключительных случаях:
- консервации участка или определенной территории, которые необходимы для удовлетворения интересов региональных и государственных властей;
- создании ООПТ (особо охраняемых природных территорий), природных и культурных памятников;
- формировании черты населенных пунктов;
- размещении на территориях объектов, которые представляют общественную значимость;
- при строительстве дорог и прочих объектов, включая добычу полезных ископаемых, при условии наличия проекта рекультивации;
- выполнении обязательств и договоров международного характера;
- признания с/х земель непригодными для занятия сельским хозяйством и возведения на них промышленных предприятий;
- включении территорий в состав лесного/водного фонда при их непригодности для ведения с/х.
Порядок перевода одной категории земли в другую
Правила перевода земель закреплены в ФЗ № 172 «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую». Не имеет значения, кому принадлежит участок: государству или гражданину, правила одни для всех.
Первым делом необходимо подготовить ходатайство и собрать пакет документов. От того, насколько правильно и точно вы подготовите документы, будет зависеть положительный результат. Составлять прошение можно самостоятельно в произвольной форме, а можно воспользоваться типовой формой, которую можно скачать здесь — образец ходатайства.
Главное не забыть указать в ходатайстве информацию, касающуюся:
- кадастрового номера участка;
- подтверждения полномочий заявителя;
- категории земли, которая присвоена ей сейчас;
- причин перевода;
Кроме ходатайства необходимо подготовить еще ряд документов:
- Паспорт заявителя (собственника).
- Доверенность, если заявителем выступает не владелец участка.
- Номер свидетельства ЕГРЮЛ (если хозяином является организация).
- Выписка из ЕГРН, полученная не более, чем за 1 месяц до дня подачи заявления. В ней должны содержаться сведения о кадастровом номере, адресе участка, его площади и других важных характеристиках, которые могут помочь идентифицировать конкретный участок;
- Документы о проведенном межевании (если эти данные не зафиксированы в выписке из ЕГРН);
- Результаты экологической экспертизы (в случае необходимости).Список документов может быть расширен в индивидуальном порядке. Сотрудники уполномоченного органа вправе самостоятельно затребовать некоторые виды справок по их усмотрению.
В случае возникновения вопросов всегда можно обратиться к юристу или другому специалисту, который подскажет, как грамотно оформить документ.
- Куда обращаться с ходатайством.
Рассмотрением прошения занимаются представители уполномоченного органа. Подача прошения производится в различные инстанции. Чтобы не растеряться, важно знать, кто является собственником.Если земля государственная, то ситуацию, касающуюся смены ее категории, должно решать Правительство.
Если собственником выступает субъект федерации, то в дело вмешивается вышестоящий орган. Если речь идет о юрлице или физлице, то ходатайство рассматривает орган местного самоуправления.
Проще говоря, изучением дел, инициированных рядовыми гражданами, занимаются представители сельсоветов, горсоветов, т.е.
местная администрация.
Если собранная комиссия даст добро на проведение процедуры по смене категории, то заявителю предоставят акт о переводе. При отказе должен прийти акт об отказе в переводе. О том, оспорить отказ, читайте ниже. Затем необходимо передать имеющиеся документы в Росреестр, чтобы на законных основаниях изменить статус земли. Длительность процедуры составляет в среднем 1-3 месяца.
Кто вправе инициировать смену статуса земли
Обратиться с прошением по поводу смены категории земли может любое заинтересованное лицо.
Это право имеется у:
- Арендаторов, которые временно пользуются территорией, соблюдая условия договора аренды/субаренды.
*В случае нахождения участка в аренде ее фактическому пользователю необходимо провести процедуру согласования подачи ходатайства с хозяином. Если официальный владелец не даст одобрение, перевести землю в другую категорию не получится.
- Землепользователей (речь идет о лицах, бессрочно или безвозмездно пользующихся участками на законных основаниях).
- Физических и юрлицах (официальных владельцах этих территорий).
- Уполномоченного органа госвласти.
Что делать в случае отказа в переводе
Статус земли изменить довольно сложно. Могут возникнуть различные трудности юридического характера. Отказ можно получить в случае:
- подачи ходатайства лицом, которое не имеет прав на совершение данного действия;
- наличия ошибок в тексте прошения;
- подачи документов, в которых содержится недостоверная информация;
- предоставления не в полном объеме пакета документов;
- обращения не в ту инстанцию;
- получения отрицательных результатов после проведения экологической экспертизы;
- возникновения обстоятельств, препятствующих или делающих невозможной процедуру перевода;
- распространения запрета на данную категорию земли.
Нередко представителям уполномоченных органов приходится принимать прошения о переводе с/х земель в статус участков под ИЖС, несмотря на их расположение за границами населенных пунктов. Отказывают как раз из-за удаленности участков и отсутствия возможности провести коммуникации.
Можно ли обжаловать отказ?
Хозяев/арендаторов земель никто не может лишить права обжалования полученного решения в судебных инстанциях в случае получения отказа в переводе статуса земли. Для этого необходимо обратиться в территориальный суд с иском.
К заявлению нужно приложить квитанцию, подтверждающую факт оплаты госпошлины. Ее отсутствие может стать причиной отказа в принятии искового заявления.
Если в суде интересы владельца участка представляет третье лицо, то потребуется позаботиться о получении нотариально заверенной доверенности, дающей право заниматься решением личных дел.
Судья обязан изучить дело и ознакомиться с документами, после чего проинформировать истца и ответчика о времени/месте проведения заседания. Обычно назначение первого слушания происходит спустя месяц после поступления документов в суд.
Какие нюансы могут возникать при переводе
На практике людям часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда власти отказываются давать добро на оформление документов. Часто они ссылаются на подачу заявления ненадлежащим лицом.
Следует знать, что правом обладать участками в 2019 году могут наряду с их владельцами лица, которые пользуются ими, например, арендаторы. Таким образом, запрашивать перевод могут как юрлица, так и рядовые граждане, включая ИП.
Ходатайства рассматриваются с соблюдением их очередности.
Управляющим лицом является Правительство страны, местная администрация, где и происходило составление обращения.
Особенности перевода земель сельхозназначения в земли под ИЖС
Порядок перевода земель из сельхозназначения в земли населенных пунктов (ИЖС) является стандартным и описан выше. Однако, в процессе часто возникает много сложностей и отказов, так как далеко не все с/х земли можно переоформить. Например, нельзя переводить с/х земли в иные категории, если они представляют ценность для государства или обладают высоким уровнем продуктивности.
Если перевод все же был произведен, вы должны помнить о том, что участок должен быть использован по назначению. Иначе есть риск применения денежных санкций.
Использование участка с/х назначения под ИЖС допускается в рамках деятельности КФХ (крестьянское фермерское хозяйство), и при согласии местной администрации.
Но этот вариант вам подойдет лишь в том случае, если вы действительно планируете заниматься сельским хозяйством.
Если участок не используется по целевому назначению в течение 3-х лет, его могут изъять в муниципальное владение вместе со всеми возведенными на участке постройками.Размер штрафа за нецелевое использование земли может достигать 250000 руб. На сумму, подлежащую уплате, влияет кадастровая стоимость конкретной земли. Ознакомиться с видами и размерами штрафов можно тут Нецелевое использование земли: как решить проблему?.
Также на земли под ИЖС предоставляет налоговый вычет. Но если после смены категории земли дом так и не был построен в течение 10 лет, то налог напротив увеличится вдвое.
Поправки в закон, принятые в 2019 году
Переводить с/х земли в другие категории возможно лишь в исключительных случаях, описанных выше. Но на них не запрещено образовывать участки садового/дачного типа. Это в российском законодательстве новшеством не является, но норму было решено закрепить в специальном документе. Речь идет о пункте 11 статьи 23 ФЗ № 217.
С 2019 года в пределах садоводческого/дачного участка не возбраняется размещать дома садового и жилого типа. Но необходимо, чтобы объект ИЖС не нарушал установленные статьей 39 Гражданского кодекса требования.
Запрещено строить дома с 4 и более этажами, а также объекты, превышающие 20-метровую высоту. Также дом не может являться отдельно стоящим сооружением и предназначаться для раздела.
Использовать его можно только для проживания либо удовлетворения бытовых нужд.
Строить дома на территориях, которые относятся к СНТ, можно. Но трудности могут возникнуть с получением регистрации. Сложности могут появиться в том случае, если изначально дом возводился не с целью проживания в нем.
Более того, подавляющее большинство таких объектов противоречит нормам, поэтому прописываться там не позволят. Чтобы переоформить строение как жилой дом, иногда может потребоваться перевод земли в другую категорию.
Сколько стоит перевод
До принятия решения о переводе участка в другую категорию необходимо понять, как он будет использоваться в будущем. Это позволит определиться с категорией.
В 2019-ом для перевода участка потребуется сумма, размер которой равен в среднем 12000 руб/сотку. При этом не имеет значения, о какой категории земельного участка идет речь.
Итоговую сумму определяют после проведения специалистами оценки уровня сложности работ, которые необходимо произвести.
Важно также помнить, что для перевода земли могут потребоваться дополнительные денежные вливания, связанные, например, с наймом юриста, через которого будет устанавливаться контакт с представляющими власть людьми.
Источник: https://prokadastr.com/perevod-zemel-iz-odnoj-kategorii-v-druguju-poshagovaja-instrukcija/
Как земли запаса перевести в другую категорию?
Существуют некоторые категории землепользования, суть которых ясна далеко не каждому. Если участок предназначен для сельскохозяйственного использования, то его назначение известно. Все так же просто и с землями поселений, которые предоставляются под строительство на них жилой недвижимости и проживания населения.
А вот термин «земли запаса» для большинства не знаком, так как по его названию сложно что-либо выяснить. Что же собой представляют такие участки и как происходит их переход в другие категории?
Как земли запаса перевести в другую категорию земель
Под землями запаса подразумевают наделы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые не могут принадлежать гражданам и юридическим лицам, так как числятся в резерве.
Для начала эксплуатации таких земель нужно осуществить перевод их в другие категории, к примеру, сельскохозяйственных или промышленных наделов.
Статусом участка определяется, что такие землевладения пока не причислены ни к одной распространенной категории.
Существуют некоторые моменты, определяющие участки, относящиеся к запасу:
- по документам такие земли являются государственными и муниципальными;
- наделы не могут быть оформлены на физическое или юридическое лицо;
- участок, которому присвоена такая категория, нельзя эксплуатировать, пока ему не присвоят иную категорию.
Учитывая вышеперечисленное, можно сделать вывод, что такие наделы никак не используются, а просто числятся в резерве.
Законодатель предусмотрел определенный алгоритм переведения указанных землевладений из запаса в требуемую категорию для их последующей эксплуатации.
Наделы, находящиеся в запасе, которые пока не переведены, могут предназначаться для исполнения работ, относящихся к кадастровым, геодезическим, поисковым, изыскательным и прочее.
Для присвоения наделу, числящемуся в запасе, новой категории, выносится соответствующий акт о ее присвоении. Согласно действующему законодательству, необходимо выполнить инвентаризацию участков резерва, и только после этого возможна смена категории.
Процедура перевода категорий регламентируется специальными правовыми документами. Есть закон, который прописывает причины и порядок такой замены.В соответствии с ним, мероприятие производится в несколько шагов:
- выясните, к компетенции какого органа относится разрешение вопроса о замене целей землепользования;
- составьте ходатайство и соберите пакет документации;
- зарегистрируйте свои права с учетом произведенной смены целей пользования наделом.
Кадастровая информация не в каждом случае является исчерпывающей, и, при ее недостатке, она получается из правоустанавливающих документов. Раньше положения закона попросту изменялись и субъекты земельных правоотношений сталкивались с серьезными затруднениями и недостатком сведений.
Выступление с инициативой уточнения категорий земель возлагается на собственников и владельцев недвижимости, а после этого властные структуры уже принимают решение. При наличии расхождений данных кадастра со сведениями, зафиксированными документацией, преимущество имеется у последней, в случаях, если она оформлена после 05 января 2005 года.
Если нужную информацию не отражает ни свидетельство, ни акт на землевладение, ни кадастр, муниципальными органами осуществляется принятие решения о целях землепользования. Запись в кадастр вносится на бесплатной основе, а регистрация изменений предусматривает оплату госпошлины.
В отношении изменений категории при неимении деления государственных землевладений установлено следующее:
- определение изменений категории московских и питерских участков, а также их границ в связи со сменой, входит в компетенцию федерального правительства;
- переведение резервных наделов в другие категории, направленное на выполнение общегосударственных целей, осуществляет федеральное правительство;
- в остальных обстоятельствах переход участков, отведенных в запас, происходит при помощи региональных и местных властей, в зависимости от порядка распределения их полномочий.
Органами региональной власти может предоставляться такое правомочие муниципальным органам. Перевод участков, входящих в состав городских округов, районных или населенных пунктов, исполняется органами местной власти, которые функционируют на их территории, за исключением ситуаций, когда наделы относились к территориальным образованиям до 05 января 2005 года.
Помните, что замена категории городских и поселковых земель происходит только по решению, принимаемому органами власти, землевладельцы и собственники в процессе участия не принимают. Перечисленные положения относятся к регионам, где отсутствует разделение землевладений центрального правительства и региональных властей, что касается и муниципальных властных структур.
При наличии разграничения, соответствующие земельные вопросы разрешаются самостоятельно на каждом уровне власти.
Для перевода резервного надела в другую категорию, предъявите местной администрации ходатайство об этом, которое должно отражать данные в отношении:
- кадастрового номера надела;
- категории земли (установленной и желаемой);
- оснований для смены категории;
- прав на объект недвижимости (если имеются).
Ходатайство сопроводите следующим пакетом бумагам:
- копией вашего паспорта (если вы — физическое лицо), выпиской из ЕГРИП (если вы — предприниматель), выпиской из ЕГРЮЛ (если вы представляете интересы организации);
- кадастровой справкой о включении земли в запас;
- заключением, выданным по результатам экологической государственной экспертизы (если она необходима согласно предписаниям действующего законодательства);
- одобрением правообладателя на замену категории земельного участка (кроме тех ситуаций, когда права в отношении надела принадлежат лицу, с которым оформлен договор о сервитуте на данное землевладение).
Согласно нормам российских правовых актов, перевод земель, находящихся в запасе, может осуществляться в категорию, относящуюся к следующим видам:
- сельскохозяйственные участки. В их качестве выступают такие земли, которые отведены под ведение различных сельхозработ. Помимо сказанного, в пределах таких объектов могут располагаться дороги, разнообразная коммуникация, лесные и водные территории, недвижимость, построенная в целях обработки и сохранения продуктов сельского хозяйства;
- земли населенных пунктов. Такие участки предполагают возведение строений жилого типа;
- промышленные земли. Они располагаются за чертой поселений и применяются определенными хозяйствующими субъектами в промышленности (включая постройку объектов производственного назначения);
- особо охраняемые земли. Такие наделы обладают исключительной важность, так как представляют собой природную ценность (к примеру, на их территории находятся памятники культуры);
- территории, относимые к лесному и водному фонду.
Поданное ходатайство в отношении замены категории могут не принять в случаях, когда:
- документация отсутствует или противоречит нормам закона (выдана органам, не уполномоченным на оформление таких бумаг, не содержит необходимых реквизитов);
- документы представлены лицом, не обладающим такими правами.
Если причины для отказа имеются, то государственные органы обязаны письменно уведомить об этом заявителя в срок, не превышающий тридцати дней:
- вынесение решения Федеральным правительством происходит в трехмесячный период;
- региональными властями — до двух месяцев.
Акт о смене установленной категории содержит принятое решение и отражает:
- причину его принятия (это могут быть решения советов, собраний или прочих властных структур);
- параметры надела, его местоположение и уникальный номер;
- имеющуюся ранее категорию и присвоенную.
Такого рода акты являются постоянными документами и не могут применяться лишь в течение некоторого временного интервала.
Отказ в замене категории участка возможен:
- на основании федерального законодательства, которым предусмотрены определенные ограничения;
- ввиду нарушений норм градостроительной регламентации конкретной территории (расхождение с целями, направленными на последующее развитие);
- отрицательные итоги в заключении экологической экспертизы.
Если вы считаете, что вам отказали неправомерно и необоснованно, обращайтесь в суд. В случае вынесения положительного решения, об этом уведомляются все заинтересованные лица. Копия судебного акта направляется органам, осуществляющий кадастровый учет и регистрацию недвижимости.
Из сказанного выше закономерно вытекает вопрос о том, стоит ли производить замену правоподтверждающих документов на землю? Законодателем установлено, что в таких случаях бумаги, выданные ранее, остаются действительными. Поэтому приложите копию полученного акта или оформите новый кадастровый паспорт. В данном документе будет зафиксирована обновленная категория участка.
Источник: http://UrOpora.ru/zemlya/kak-zemli-zapasa-perevesti-v-druguyu-kategoriyu.html
Когда допускается использование земель запаса?
Далеко не все земли, которые есть у государства, могут использоваться юридическими или физическими лицами в своих интересах.
Большинство тех земель, которые можно увидеть вокруг населенных пунктов, относится к особой категории ресурса, именуемой землями запаса.
Однако эти земли также могут быть использованы, если в этом возникла необходимость. Как именно это можно осуществить?
Законодательное регулирование
Так как земли запаса представляют собой особую категорию земельных участков, регулирование их режима использования осуществляется на законодательном уровне тоже по-особому.
Вопрос регулирования правоотношений, связанных с использованием земли, в том числе земель, относящихся к категории земель запаса, осуществляется с помощью Земельного Кодекса Российской Федерации.
Говоря более подробно о том, как именно происходит регулирование этой сферы правоотношения, следует отметить, что подробная регламентация осуществляется с помощью статьи 103 указанного нормативного акта.
Еще одной нормой, которая должна использоваться при регулировании вопроса использования земель запаса, будет являться статья 80 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта статья формулирует основные правила формирования фонда перераспределения земель, составленных из земель запаса.
Если говорить о том, как должен производиться перевод земель запаса в любую другую категорию, здесь распространяют свое действие федеральный закон “О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую”.
Кроме того, использование земель запаса может регулироваться также и региональным законодательством, если такая возможность предусмотрена на федеральном уровне. В этом случае будет действовать основное правило, согласно которому, в том случае, если использование регионального законодательства будет происходить, такие нормы права не должны противоречить федеральным нормативно-правовым актам.
Что такое земли запаса и какие виды существуют
Статья 103 Земельного Кодекса Российской Федерации дает конкретное определение, что можно считать землями запаса.
Формирование земель запаса происходит из участков, которые были специально выведены из оборота. К этой категории земель будут относиться:
- Сельскохозяйственные земли, использование которых временно не может осуществляться из-за снижения их плодородия.
- Кроме того, сюда будут относиться и такие сельскохозяйственные угодья, эксплуатация которых не планируется ввиду отсутствия необходимости в этом (например, в конкретном регионе нет необходимости использовать резервные площади для возделывания сельскохозяйственных культур, так как получаемого урожая вполне хватает и для обеспечения внутренних нужд, и для поставки в другие регионы России).
- Земли лесного фонда, а также участки, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, использование которых либо на данный момент не представляется возможным, либо они находятся в резерве для последующего строительства необходимых для региона крупных объектов промышленности или инженерных сооружений.
- Земли, на которых находятся естественные водоемы, в использовании которых нет необходимости ввиду их непригодности для иных вариантов эксплуатации, кроме рекреационных.
В целом же, земли запаса могут подразделяться на три основных вида по степени подчиненности ресурса одному из уровней собственности:
- Федеральные земли (если на них расположены объекты недвижимости федерального значения, а также такие участки, на которых расположены приватизированные объекты недвижимости, которые до прохождения процедуры приватизации находились в федеральной собственности);
- Земли субъектов Российской Федерации (к ним относятся такие участки, которые были включены в территориальные границы муниципальных образований, находящихся на территории этого субъекта, или включенные в границы непосредственно субъекта, а также те земли, на которых находится недвижимость, принадлежавшая до приватизации субъекту Российской Федерации);
- Земли муниципальных образований (в эту категорию включаются все остальные территории, не имеющие разделения на федеральный и региональный уровни).
Использование этих земель может производиться только в том случае, если в этом возникла крайняя необходимость, а участки были переведены в другую категорию земель в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом возможных целей его использования.
Правила использования земель запаса
Так как земли запаса относятся к особой категории земель, существующих на территории государства, для осуществления их эксплуатации необходимо соблюдать определенные правила, которые могут запрещать или разрешать использования этой категории ресурса.
Так, разрешается использование земель запаса без перевода их в другую категорию в том случае, если:
- Участок не относится к территории закрытых образований, а имеющиеся на нем природные объекты могут свободно эксплуатироваться людьми в своих интересах (Например, через земли, относящиеся к категории земель запаса, протекает река, в которой ловится щука. Рыбалка в этом случае будет разрешена, так как этот вид рыб не относится к запрещенным для ловли).
- Еще одним случаем, когда участок может эксплуатироваться даже без перевода его в другую категорию, это использование участка для охоты, а также для прогона скота к месту выпаса без остановки на этом участке.
- Третьим случаем возможности использования участка, относящегося к землям запаса, без перевода его в иную категорию, будет относиться сбор сухостоя на нем без организации вырубки насаждений, если такой сухостой используется для отопления своего собственного жилья и не направлен на извлечение прибыли.
Порядок использования земель запаса
Как уже говорилось выше, использование земель запаса может осуществляться как с переводом в другую категорию, так и без такового.
Если речь идет об использовании без перевода, то в этом случае осуществление эксплуатации этого ресурса возможно только в трех перечисленных случаях. В остальных придётся переводить земли в другие категории в соответствии с целями их возможного использования.
Перевод земель запаса в другие целевые категории возможен только в исключительных случаях, установленных на уровне федерального законодательства. К таким исключительным случаям будут относиться:
- Необходимость создания территорий с особым режимом эксплуатации и охраны (например, природные парки или заповедники);
- Необходимость изменения существующих территориальных границ субъектов Федерации или муниципальных образований, а также выделения новых административных образований;
- Потребность в осуществлении консервации имеющихся земель ввиду их износа (например, снижения плодородия существующих сельскохозяйственных площадей);
- Необходимость возведения объектов инженерной инфраструктуры, социально-культурного и бытового назначения (строительство дорог, ресурсоснабжающих предприятий, например, водозаборов, школ или больниц и т.д.);
- Обеспечение безопасности государства и его границ (строительство новой военной части или комплекса оборонительных сооружений вблизи границ государства);
- Разработка новых месторождений полезных ископаемых с последующей организацией их добычи.
Порядок перевода земель из категории земель запаса в любую другую определяется Федеральным законом “О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую”. В рамках этого закона подробно регламентирован алгоритм осуществления такой процедуры:
- Первым этапом будет подача соответствующего прошения, именуемого в законе ходатайством, об изменении категории земель. Уровень подачи такого ходатайства определяется уровнем принадлежности земельного участка государству, субъекту или муниципальному образованию (если участок принадлежит государству – прошение подается в Правительство РФ, если субъекту – в исполнительный орган на региональном уровне, муниципальному образованию – в ответственный орган на муниципальном уровне);
- На втором этапе необходимо подготовить все требуемые документы для подтверждения правомерности просьбы о переводе участка из одной категории в другую (кадастровые документы, а также документы, подтверждающие возможность использования участка в конкретных целях);
- На третьем этапе, после проведённой проверки, осуществляется вынесение соответствующего постановления о разрешении перевода земли из категории запаса в заявленную или о невозможности такого действия.
В том случае, если перевод был разрешён, решение оформляется соответствующим Постановлением уполномоченного органа с обязательным закреплением новой категории во всех правоустанавливающих документах на участок.
Земли, принадлежащие к категории земель запаса, являются особым объектом в сфере земельных правоотношений, так как до своего перевода в другую категорию не могут эксплуатироваться, а также не могут быть переданы в собственность физическим или юридическим лицам. Однако, если процедура перевода в другую категорию осуществлена, участок может использоваться в зависимости от его нового целевого назначения.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/ispolzovania-zemel-zapasa.html
Как можно использовать запасные земли
Земельный Кодекс РФ классифицирует земли в соответствии с их разрешенным использованием (целевым назначением), устанавливает различные правовые режимы для них и территориальное зонирование. Законодательство (ст. 7 ЗК РФ) выделяет семь крупных категорий земель:
В реальности физические и юридические лица могут пользоваться земельными участками по классификатору ВРИ, который устанавливает 13 категорий (групп) и 115 видов разрешенного использования. Как можно заметить, в классификаторе отсутствуют седьмая категория земли запаса. Получается, что использовать их нельзя? В статье постараемся ответить на этот вопрос.
Зачем нужны земли запаса и можно ли их использовать
К землям запаса относятся земли, которые часто называют “ничейными”: они не являются собственностью граждан, предпринимателей, предприятий и организаций.
Собственник у таких земель, конечно, есть — это государство или муниципальные образования (МО).
К запасному земельному ресурсу не имеют отношения земельные участки (ЗУ) фонда перераспределения, также принадлежащие государству и муниципалитетам (п.1, ст. 103 ЗК РФ).
Отличие земель запаса от фонда перераспределения
Разница в том, что ЗУ фонда распределения имеют сугубо сельскохозяйственное назначение. Они выделяются:
- для ведения сельхозпроизводства;
- создания ЛПХ и ФКХ;
- разведения животных;
- садоводческой и огороднической деятельности;
- выпаса животных и сенокошения.
Фонд образуется из участков, приобретённых на законных основаниях государством, субъектами РФ и МО у гражданских и юридических лиц. В него не входят изъятые для государственных, либо мун. нужд участки ЗО.
- Земли перераспределительного фонда можно использовать для сельскохозяйственной деятельности, научных разработок в области с/х, создания охотничьих и рыбоводческих хозяйств (ст. 78 ЗК РФ).
- Допускается использование с/х земель также для строительства или реконструкции газопроводов, нефтепроводов, инженерных линейных объектов коммуникаций и связи и т.д. При этом на участки, где будет осуществлено подобное строительство/реконструкция, накладывают публичный сервитут. Не требуется переводить земли сельхозназначения в другую категорию при возникновении необходимости такого рода использования.
- Сведения о свободных земельных участках фонда перераспределения находятся в широком доступе.
В отличие от фонда распределения, ЗУ земли запаса могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам для использования в самых разнообразных целях:
- ведения ЛПХ, ФКХ;
- создания СНТ и ОНТ;
- строительства МКД, дорог, инженерных объектов;
- создания охотничьих хозяйств; комплексного освоения территории и т.д.
Использование земель запаса возможно только в том случае, если осуществлён перевод земли в иную категорию. В порядке исключения разрешается не производить перевод, когда земельный участок принадлежит охотничьим угодьям, или на нём ведется разработка недр.
Перевод земли запаса в другую категорию
Последовательность перевода будет следующий:
- Вначале необходимо сформировать по всем правилам земельного кодекса новый участок: подготовить план и утвердить его.
- После этого производится кадастровая регистрация ЗУ.
- Разрешением на перевод является акт, принятый государственными или муниципальными органами о переводе земли в соответствующую ВРИ категорию:
- например, для ведения личного подсобного хозяйства либо садоводство нужен перевод земель запаса в земли сельхозназначения;
- для индивидуального жилого строительства — в земли для поселений и т.д
- Обращаться гражданам и юридическим лицам о переводе земли в другую категорию не надо.
Формирование нового земельного участка из земель запаса
Образование и раздел нового ЗУ происходит в соответствии со статьями 11.2 ‑11.3 ЗК РФ. Участок может быть образован на основании трех возможных документов:
- межевого плана территории (ПМТ), утвержденного ГрК РФ;
- технического проекта участка лесного фонда;
- СРЗУ (схемы расположения земельного участка) на КПТ (кадастровом плане территории).
Таким образом для образования земельного участка из земель запаса не всегда требуется наличие межевого плана. Достаточна схема ЗУ с обозначенными границами на КПТ.
Однако без межевого плана не обойтись, если участок:
- образован из лесного фонда, и на нем будут расположены инженерные объекты;
- предназначен для садоводства или или огородничество;
- расположен в границах застроек многоэтажек (МКД)*;
- необходим для комплексного освоения и развития территории;
- образуется для строительства дорог, газопроводов и других важных линейных объектов федерального, государственного или муниципального значения.
*Данный пункт будет действовать только до 2035 г.
Формирование участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам, и расположенных в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), происходит в соответствии с Федеральным Законом № 119 — ФЗ, принятым по отношению к распределению земель гос. и мун. собственности ДФО, первого мая 2016 г.
Подготовка схемы
Подготовка СРЗУ ведется с учётом правил землепользования, землеустройства и строительства и регулируется статьей 11.10 земельного кодекса. Учитываются следующая документация:
- о территориальном планировании;
- проектном плане территории;
- положения об ООПТ;
- территориальном зонировании;
- территориях общего пользования.
На схеме расположения одного или нескольких участков должны быть указаны:
- их границы и площади;
- условные или кадастровые номера (кадастровые указывается, если сведения об участках, образующих новый ЗУ, внесены в ЕГРН);
- красные линии;
- участки общего пользования;
- местоположение зданий, построек и ОНС (объектов незавершенного строительства).
Подготовка схемы осуществляется:
- государственными исполнительными органами или ОМСУ;
- самими гражданами и юридическими лицами, если участок выделяется не на торгах, либо предоставляется в бессрочное пользование или аренду;
- лицами, в чью пользу изымается ЗУ;
- гражданами, которым ЗУ предоставляется для ведения ЛПХ, садоводства, огородничества, ИЖС.
Схема расположения ЗУ должна быть выполнена в электронном виде. Исключение — ЗУ, предоставленное гражданам без торгов: если они сами подготавливают схему, то в этом случае допускается бумажный вариант документа по форме и с соблюдением требований, установленных уполномоченными органами исполнительной Федеральной власти.
Заказать схему можно на официальном сайте ЕГРН — органа государственного кадастрового учета в интернете. Это услуга бесплатна для органов государственной власти ОМСУ и ЕИРЖС (единого института развития жилищной сферы). Стоимость услуги и порядок оплаты для гражданских и юридических лиц устанавливается фед органами исполнительной власти.
Утверждение СРЗУ
В отношении каждого образуемого участка должно быть вынесено решение с указанием:
- площади ЗУ;
- адреса либо описание местоположения ЗУ;
- кадастрового номера участка либо нескольких ЗУ, из которых образуется новый земельный участок (при наличии регистрации этих участков в органе кадастрового учета);
- территориальной зоны, установленной градостроительным регламентом;
- ВРИ (вида разрешенного использования), если градостроительный регламент на вновь образуемый земельный участок не распространяется;
- категории земель, к которым принадлежит образуемый ЗУ.
Утвержденная СРЗУ действительна в течение 2 лет. Она является разрешением на формирование нового земельного участка из земель запаса. В течение этого времени земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учет и переведён другую категорию.
Могут ли не утвердить СРЗУ
Не принять сразу исполнительные органы государственной и муниципальной власти могут в следующих случаях:
- несоответствие плана расположения земельного участка установленным стандартной форме и требованиям;
- при частичном или полном наложении нового образованного участка на уже существующий или другой ЗУ, решение об образовании которого ещё не истекло;
- при нарушении требований статьи 11.9 ЗК РФ:
- несоблюдение максимального и минимального размера ЗУ;
- при пересечении границ населенных пунктов, МО, территориальных зон, лесопарков, лесных хозяйств (за исключением участков, предназначенных для геологической разведки, добычи ископаемых размещения инженерных объектов, водохранилищ, водоёмов, гидротехнических сооружений);
- если сохраненное при разделе обременение не позволяет использовать участок в соответствии с ВРИ;
- при изламывании в результате раздела земли существующих границ, невозможности строительства объектов недвижимости и т.д.;
- несоответствии СРЗУ проекту плана территории, правила землеустройства и положениям об ООПТ;
- расположении участка в границах зоны, для которой проводится межевание.
- Если схема расположения ЗУ была утверждена раньше плана межевания территории (ПМТ), при этом границы участка на СРЗУ и ПМТ пересекаются, то участок образуется в соответствии с СРЗУ.
Регистрация прав собственности на ЗУ земель запаса
Физические и юридические лица с утверждённой схемой расположения ЗУ имеют право поставить данный участок на кадастровый учет.
При этом они могут произвести регистрацию прав собственности на образуемый ЗУ, причем не своей, а РФ, субъектов РФ или муниципалитетов.
Наличие доверенности от данных государственных структур власти не требуется (п. 18 ст. 11.10 ЗК РФ).
Заключение
Таким образом граждане и юридические лица могут:
- использовать земли запаса, предварительно переведя их в иную категорию;
- приобретать отдельные участки в собственность или аренду;
- подготавливать схему расположения вновь образуемого ЗУ;
- ставить земельный учусток на учёт в ЕГРН;
- регистрировать без доверенности государственные или муниципальные права собственности.
Загрузка…
Источник: https://moezhile.ru/yurist/zemli-zapasa.html