Пенсия военнослужащих по контракту

Содержание

Все о военных пенсиях: особенности назначения и ее виды

Пенсия военнослужащих по контракту

Выполняя свои служебные обязанности, профессиональные военные (сотрудники других силовых ведомств РФ) нередко рискуют не только здоровьем, но и собственными жизнями.

Для того чтобы компенсировать такой риск, государство платит силовикам высокие зарплаты и обеспечивает их существенными социальными льготами.

Повышенное пенсионное обеспечение военнослужащих также является одной из составных частей данной «компенсации» — после увольнения со службы бывшим контрактникам назначаются «военные» пенсии (по выслуге лет или инвалидности).

Кроме того, в отставке у них появляется возможность заработать и вторую («гражданскую») пенсию. Статья подробно рассказывает о том, кто может считаться военным пенсионером, какие пенсионные выплаты и надбавки к ним положены отставным силовикам, возможны ли удержания из них, а также — каковы порядок назначения и расчета всех видов пенсий бывших военнослужащих.

Кто считается военным пенсионером

Согласно ст. 1 ФЗ № 4468-I от 12.02.1993 г., право получать «военную» пенсию имеют военнослужащие по контракту и сотрудники ряда силовых ведомств России (МВД, МЧС, ФСИН, органов по контролю за оборотом наркотиков), отдавшие службе в армии (другой силовой структуре) минимально необходимое число лет.

При этом сразу же следует отметить, что в отличие от «гражданских» пенсионеров, силовики выходят на пенсию не по достижении какого-то определенного возраста, а именно заслужив в силовой структуре минимальную выслугу лет либо получив на службе ранение (заболевание), которое приводит к их нетрудоспособности.

Виды пенсий у военнослужащих

В силу ст. 5 вышеуказанного Закона «О пенсионном обеспечении военнослужащих», военные-контрактники имеют право рассчитывать на одну из двух основных пенсий: за выслугу лет (ПВ) или по инвалидности (ПИ). Обе пенсионные выплаты оформляются при увольнении из армии (другой силовой структуры) по линии пенсионного органа Минобороны (силового ведомства).

Однако после выхода силовика в отставку и назначения ему ПВ или ПИ, он имеет право заработать и получать еще и страховую пенсию по старости (СПС), оформление которой происходит ему уже по линии Пенсионного фонда России.

По выслуге лет

В среде профессиональных военнослужащих пенсию по выслуге лет стремится получить большинство контрактников. Причина этого в том, что для назначения «чистой» ПВ силовику необходимо отслужить минимальное число лет, а ее размер — самый большой среди других видов пенсий военнослужащих.

Согласно ст. 13 ФЗ № 4468-I, на получение «чистой» ПВ (назначаемой исключительно за выслугу лет, без дополнительного «гражданского» трудового стажа) могут рассчитывать контрактники, прослужившие в ВС РФ не менее 20 лет. После выхода на пенсию они получают 50 % от своего денежного довольствия (плюс 3 % — за каждый год военной выслуги сверх 20 лет).

По инвалидности

Условия получения ПИ прописаны в ст. 19 ФЗ № 4468-I. Согласно ей, данные пенсионные выплаты назначаются тем силовикам, которые теряют трудоспособность вследствие военной травмы (или обычной болезни), полученной ими в период прохождения службы или в течение 3 месяцев после увольнения из силового ведомства.

Важный нюанс: назначение пенсии по инвалидности военнослужащему (силовику) возможно и по истечении 3-месячного срока после его увольнения из армии (другой силовой структуры), но только если он докажет, что трудоспособность была потеряна им именно из-за последствий ранения (заболевания), полученного им в период прохождения военной службы.

Пенсия по инвалидности у контрактников

Ст. 22 ФЗ № 4468-I четко различает силовиков, имеющих право на получение ПИ по причине потери трудоспособности из-за военных травм (ранений), и их коллег, получивших инвалидность вследствие обычных заболеваний:

  1. Так, военнослужащие по контракту, ставшие инвалидами из-за военной травмы, получают ПИ в размере: 85 % от своего денежного довольствия (инвалиды 1-й и 2-й групп) либо 50 % (3-й группы).
  2. У бывших силовиков-контрактников, потерявших трудоспособность из-за обычных болезней, размер пенсии по инвалидности немного понижен: инвалиды 1-й и 2-й групп получают 75 %, а 3-й — 40 % от их денежного довольствия.

Пенсия по инвалидности у срочников

Порядок начисления и расчета ПИ у военнослужащих, проходивших службу в армии по призыву, прописан не в ФЗ № 4468-I, а в ФЗ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 г. Согласно ст.

 15 данного ФЗ, размеры ПИ для бывших солдат и сержантов срочного призыва определяются величиной минимальной социальной пенсии (СП) в России.

При этом срочники, получившие инвалидность в армии, также делятся на 2 категории:

  1. Солдаты и сержанты, ставшие инвалидами вследствие военной травмы (ранения), получают ПИ в размере: 300 % от СП — инвалиды 1-й группы, 250 % от СП — 2-й группы и 175 % от СП — 3-й группы.
  2. Срочникам, потерявшим трудоспособность в результате несчастного случая, не связанного с исполнением их воинских обязанностей, или вследствие общего заболевания, назначается ПИ в пониженном объеме: 250 % от СП — инвалидам 1-й группы, 200 % от СП — 2-й группы и 150 % от СП — 3-й группы.

По смешанному стажу

В том случае, если выслуга военнослужащего не достигла 20, но перевалила за 12,5 лет, а его общий трудовой стаж (включающий в себя и время работы «на гражданке») превысил 25 лет, то контрактник имеет право на получение ПВ по смешанному стажу. При этом для назначения подобных пенсионных выплат обязаны выполняться следующие условия:

  1. Уволить из рядов ВС РФ военнослужащего должны по одному из 3 оснований: ухудшение здоровья, достижение предельного возраста службы в армии либо сокращение его штатной должности вследствие реорганизации воинского подразделения.
  2. Оформить ПВ по смешанному стажу контрактнику необходимо в течение 3 месяцев после увольнения из армии — причем делать это следует также по линии пенсионного органа Минобороны.

Произвести оформление данной пенсии через ПФ РФ бывший военнослужащий не может — так же, как не имеет права рассчитывать на ее назначение при увольнении из ВС РФ по собственному желанию до истечения срока действия его контракта с Минобороны.

У нас есть отдельный материал на тему смешанной пенсии — военной и гражданской.

Вторая пенсия у военных

До 2008 г. все силовики могли получать только одну пенсию — «военную». Однако ФЗ № 156-ФЗ от 22.07.2008 г. дал им право после увольнения из армии (другого силового ведомства) заработать и получать вторую («гражданскую») пенсию, которой является СПС. Для ее получения отставной силовик обязан:

Источник: https://nagrazhdanke.ru/sotsialnoe/pensii/pensionnoe-obespechenie-voennosluzhaschih/

Пенсии и надбавки за выслугу лет военнослужащим в 2020 году: как считается выслуга лет для назначения пенсии

Пенсия военнослужащих по контракту

Военная пенсия по выслуге лет назначается гражданам, проработавшим достаточное количество лет в соответствующих ведомствах, при этом основной целью установления таких выплат является компенсация лишений, которые претерпевают военнослужащие в течение долгих лет службы. О том, как назначаются пенсии за выслугу лет военнослужащим в 2020 году, как считаются выслуга лет для назначения пенсии и размеры надбавок, какой минимальный срок службы для оформления выплат за выслугу лет, читайте в данной статье.

Условия и порядок назначения военных пенсий за выслугу лет в 2020 году

Такая категория граждан, как военнослужащие, может рассчитывать на получение пособия по выслуге лет. Зависит она от стажа, проведенного на службе, а также от общего трудового стажа, также в расчете величины пособия участвует звание и должность, которую занимает гражданин.

Довольно высокое пособие по выслуге лет по сравнению с обыкновенной пенсией по старости является компенсацией лишений, которые вынужден на всем прохождении военной службы претерпевать гражданин.

Средства на выплату данного пенсионного пособия идут из федерального бюджета, а немаловажным требованием, которое предъявляется к военнослужащему, является оставление им своих служебных обязанностей (увольнение).

Правда, дополнительно к пенсии по выслуге лет гражданин может получать и страховую пенсию по старости, если будет работать в сфере, не имеющей отношения к военной деятельности.

Кто относится к категории получателей

Оформить государственную пенсию по старости и доплату за особый стаж могут следующие категории военнослужащих и лиц, приравненных к ним:

  • военнослужащие, которые проходят службу по контракту в различных органах силовых структур, а также в подразделениях Минобороны;
  • проходящие службу в МВД рядовые и офицеры;
  • работники пожарных структур;
  • служащие организации по борьбе с наркотиками;
  • лица, состоящие на службе в МВД;
  • сотрудники береговой охраны;
  • приравненные к офицерам, бывшие участники партизанских отрядов в ВОВ;
  • граждане, прошедшие сверхсрочную службу;
  • женщины, проходящие службу на добровольной основе.

На выплату по выслуге лет могут претендовать и иностранные граждане, служащие в войсках Российской Федерации. При этом необходимо будет предоставить документ, подтверждающий отсутствие получения пособия по месту жительства.

На что могут рассчитывать

При выходе на пенсию по выслуге лет, составляющей 20 лет, гражданин будет получать половину денежного довольствия, получаемого на службе без учета надбавок.

 То же правило касается и лиц, чей трудовой стаж составляет 25 лет. В случае, если военнослужащий имеет выслугу лет более 20 лет, то за каждый дополнительный год службы он будет получать 3%.

При наличии смешанного стажа и выслуге более положенных 25 лет, военнослужащий получит увеличение пособия на 1%.

В пособие включаются:

  • оклад, получаемый по воинской должности;
  • оклад соответственно воинскому или специальному званию;
  • прибавка за выслугу лет;
  • надбавка, компенсирующая индексацию денежного пособия;
  • компенсация продовольственного пайка.

В 2018 году повышение пенсии составило 4%, а размер минимальной пенсии вырос до 5240 рублей 65 копеек. Важно знать, что пособие по выслуге лет не может быть менее установленного размера пенсии по старости.

В случае, если пенсионер будет восстановлен на военной должности, получение им пенсионного пособия будет приостановлено до тех пор, пока не будет устранено препятствие для выплат.

Минимальный срок службы для оформления выплат за выслугу лет

Минимальный срок службы для оформления выплат за выслугу лет – 20 лет либо необходимо, чтобы общий трудовой стаж был не менее 25 лет, а 12,5 лет из них были проведены на военной, или приравненной к ней службе.

 Немаловажным условием является и возраст гражданина: он должен быть старше 45 лет. При этом увольняться он должен по состоянию здоровья, в связи с достижением предельного для продолжения работы возраста или с проводимыми организационно-штатными мероприятиями.

В остальных случаях военнослужащий может выйти на пенсию на общих основаниях.

В некоторых случаях в стаж службы могут включаться годы, проведенные на обучении в ВУЗе, если в это время студенту было присвоено специальное или военное звание.

Расчет на льготных условиях может быть произведен в следующих случаях:

  • гражданин является участником непосредственно боевых действий: операции по борьбе с терроризмом, служба во время военных столкновений и во время официально объявленного чрезвычайного положения;
  • служба проходила на территории другого государства;
  • гражданин служил в условиях Крайнего севера, либо в условиях, приравненных к нему;
  • служебные обязанности выполнялись в условиях неблагоприятной экологической обстановки;
  • военнослужащий участвовал в операциях, которые подвергали его жизнь и здоровье большому риску;
  • гражданин выполнял особые задания на кораблях, а также в воинских подразделениях.

При вышеназванных условиях один месяц такой службы будет засчитываться как три.

При наличии у пенсионера особых условий начисления пособия, он может обратиться в пенсионный фонд по месту жительства, для более точного расчета его трудового стажа.

Надбавка за выслугу лет военнослужащим: как считается

Доплаты к пенсии за выслугу лет положены при наличии у военнослужащего инвалидности или иждивенцев.

Расчет зависит от причины получения инвалидности

  1. Если военнослужащий стал инвалидом в результате получения военной травмы, то:
  • 1 группа инвалидности дает 300% прибавки от социальной пенсии;
  • 2 группа – увеличит пособие на 250%;
  • 3 группа – на 175%.

             2. Если на появление инвалидности повлияло заболевание или другой фактор (кроме противоправных действий военнослужащего), то пенсия вырастет следующим образом:

  • при 1 группе – на 250%
  • при 2 группе – на 200%;
  • при 3 группе – на 150%.

При достижении военнослужащим 80-летнего возраста, ему автоматически будет начислено 100% от социальной пенсии.

Надбавки при наличии у военнослужащего иждивенцев

Если же у гражданина, находящегося на службе, имеются иждивенцы, он может оформить дополнительные надбавки:

  • в размере 32%, если у него один иждивенец;
  • 64% – если два;
  • 100% от социальной пенсии, если три и более.

При расчете в специальном пенсионном калькуляторе для получения более точной суммы нужно ввести тарифный разряд по штатной воинской должности, оклад по воинскому званию, есть ли надбавка за квалификационную категорию летному составу, и надбавка ветерану боевых действий, надбавка за выслугу лет, общую продолжительность службы и районный коэффициент.

К примеру, если военнослужащий был командиром взвода, оклад получал, как старший сержант, у него отсутствует квалификационная летная категория, нет надбавки ветерану боевых действий, нет надбавки за выслугу лет, общая продолжительность службы составляет 20 лет, районный коэффициент 1.0 итоговый размер пенсии получается 9751.05 рублей.

При переводе военнослужащего по состоянию здоровья на менее оплачиваемую должность во время выполнения служебных обязанностей, в расчете будет участвовать денежное довольствие, получаемое на прежнем месте работы.

Родственники также имеют право на выплаты в случае гибели служащего в войсках РФ гражданина. Им начисляется государственная пенсия по случаю потери кормильца.

Основные законодательные акты:

  • в федеральном законе №4468 от 1993 года есть данные о том, на каких условиях начисляется пенсия военнослужащим, а также лицам, приравненным к ним;
  • в постановлении Совета Министров №941 от 22.09.1993 года можно найти подробную информацию о порядке учета стажа работы по льготному курсу при наличии определенных обстоятельств;

Источник: https://sobes-inform.ru/%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8-%D0%B7%D0%B0-%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B3%D1%83-%D0%BB%D0%B5%D1%82-%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD/

Проблема пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы и не приобретших права на пенсию по выслуге лет

Пенсия военнослужащих по контракту
Эта публикация призвана осветить и наметить пути решения проблемы, которая более-менее массово возникнет через 10-15-20 лет, когда пенсионного возраста достигнут люди, проходившие военную службу после 2001 года, но не приобретшие права на пенсию по выслуге лет.

И когда они в своё время обратятся в Пенсионный Фонд РФ за назначением пенсии, то с негодованием обнаружат, что «что-то пошло не так».

Статьи законов, указанные в тексте, относятся к последнему упомянутому закону, если не указано иное.

Посетил намедни «Личный кабинет застрахованного лица» на сайте Пенсионного Фонда России, где ознакомился с данными индивидуального персонифицированного учёта. Увиденное заставило крепко задуматься об отдалённых перспективах и путях достижения более справедливого (для себя любимого) учёта права на достойную пенсию с учётом наработанного капитала.

За время моей трудовой деятельности пенсионное законодательство уже поменялось несколько раз, в 2002 и 2015 годах. При этом проведённый анализ изменений законодательства выявил неприятные моменты, которые, однако, проявятся лишь в отдалённой на 20 с лишним лет перспективе.

Действующий Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ (далее — Статус) согласно его Преамбулы… в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет… основы государственной политики в области правовой и социальной защиты… граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.Согласно ст.3 «Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»:
3. Социальная защита… граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает: … — совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

— … иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

К сожалению, Статус не содержит нормы, регулирующие пенсионное обеспечение военнослужащих. Единственная норма, относящаяся к этому аспекту, содержится в ст.10 «Право на труд»:

3.

Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы. …

Условия назначения пенсий военнослужащим регулируется нормами Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ, и то лишь в части пенсии по выслуге лет, по инвалидности или потери кормильца:
Статья 8. Условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей
1. Пенсия за выслугу лет… назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
А что же заслужили лица, уволенные с военной службы без приобретения права на выслугу лет? До 2002 года указанной проблемы не существовало, т.к. действовавший Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не делал различий между гражданским и военным стажем:

  • В общий трудовой стаж включались также и другие периоды, в том числе служба в Вооружённых Силах и других «силовых» структурах (ст.90), а по призыву — в двойном размере (ст.94)
  • Пенсия исчислялась исходя из среднемесячного заработка за определённый промежуток времени (ст.102), в том числе и из денежного довольствия военнослужащих (ст.100).
  • Предусматривался повышающий коэффициент за каждый год общего трудового стажа сверх минимально необходимого (25 лет) для назначения пенсии (ст.16, 17).

При этом само определение «общий трудовой стаж» было конкретизировано именно в этом Законе (ст.88):
С учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в настоящем разделе Закона, устанавливается пенсия…
Согласно ч.1 ст.4 Статуса, правовыми основами статуса военнослужащих является не только настоящий Федеральный закон, но и иные федеральные законы. Поэтому можно утверждать, что в момент принятия Статуса именно взаимосвязь ч.3 ст.10 Статуса и указанных статей Закона «О государственных пенсиях в РФ” определяла пенсионные права лиц, уволенных с военной службы. С 2002 года действуют нормы Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ. Поменялся подход к пенсионному обеспечению, поставивший во главу угла накопление пенсионного капитала будущей пенсии индивидуально самим работником, исходя из произведённых отчислений в пенсионные фонды (ПФР и НПФ). Возникло понятие «стоимость страхового года» (ст.3)
стоимость страхового года — утверждаемая Правительством Российской Федерации сумма денежных средств, которая определяется как произведение минимального размера оплаты труда… и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации …Однако, на военнослужащих Закон не распространился, т.к. застрахованными лицами могут быть лишь работающие по трудовому (гражданско-правовому) договору (а также некоторые иные категории, ст.7). Таким образом, федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, были освобождены от уплаты страховых взносов.

В 2002-2014 годах действовали нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором исчезло и предыдущее понятие «общего трудового стажа», сменившись другим (ст.2):

страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж
Да, осталась норма о включении времени военной службы в зачёт иных периодов (ст.11)
1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: 1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Но вот только… зачёт времени службы по призыву (в том числе офицеров)в двойном размере незаметно «испарился»! Также «испарилась» и старая норма об учёте денежного довольствия военнослужащих при расчёте пенсии.

Вместо этого только после момента обращения гражданина за пенсией, размер накопленного пенсионного капитала увеличится на стоимость страхового года, умноженную на продолжительность нестраховых периодов, согласно статей 2 и 3 Федерального закона «О средствах федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» от 21.03.2005 N 18-ФЗ. Однако, данный закон действует только (в интересующей нас части) для финансирования периода военной службы по призыву (собственно, его первоначальное название и было “О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за… период прохождения военной службы по призыву”).

И только в 2011 году был принят Федеральный закон «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ, который, наконец, установил, что (ст.1)

Гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу,… или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал [РПК].Финансирование РПК из бюджета оказалось аналогичным предыдущему, т.е. исходя из «стоимости страхового года» (ст.2), без учёта размера денежного довольствия и без удвоения за время службы по призыву.Иными словами, при назначении пенсии за каждый год службы РПК пополнился бы на сумму, равную отчислению работающего «на гражданке» и ежемесячно получающего зарплату в 1 (ОДИН!) МРОТ. Для сравнения:

— в конце 2002 года, когда я начал службу офицером по призыву, МРОТ составлял 450 руб., а моя первая получка — около 7.000 руб, т.е. соотношение было 15.

— в конце 2009 года на момент увольнения моё среднее денежное довольствие было около 18.650 руб. при МРОТе в 4330 руб, т.е. соотношение стало 4,3.
С 1 января 2015 года вступил в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», одной из новинок которого стала балльная система подсчёта индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). В 2015 году коэффициент (он же балл) «1» соответствует отчислениям с ежемесячной зарплаты размером в 1 МРОТ (5965 руб.). Его нормы несколько улучшили положение рассматриваемой категории лиц.

  • Период прохождения военной службы засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности (п.1 ч.1 ст.12).
  • Коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (период прохождения военной службы по призыву), а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», составляет 1,8 (ч.12 ст.15).
  • Время службы по призыву не засчитывается в страховой стаж в двойном размере.

Здесь следует заметить, что для бывших «призывников» установленный коэффициент 1,8 более-менее адекватен, особенно для тех кто (с 2008 года) отслужил лишь 1 год. Если считать, что состав довольствия «призывника» складывается не только из явной части (выплаты денежного довольствия, которое выросло со 100 до 2000-4000 рублей), но и включает неденежную форму (видимо, по некоторой аналогии со ст.131 ТК РФ): стоимость питания, обмундирования и проживания в казарме, — то средняя зарплата в 10.791 рубль (9.388 без НДФЛ) как раз покрыла бы эти издержки.
Как показал проведённый анализ, пенсионные права лиц, уволенных с военной службы по контракту, в части определения ИПК значительно ущемлены по сравнению с лицами, работавшими по трудовому договору и которым начислялась заработная плата в таком же размере, что и денежное довольствие. Нормы п.2 ст.31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ч.4 ст.36 ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливают, что

федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Однако согласно ч.2 ст.4 Статуса

Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Налицо коллизия правовых актов равной силы, каждый из которых к тому же содержит норму, делающую его главнее прочих.

Но есть «луч света в тёмном царстве». Ведь Статус является специальным актом, следовательно он и должен применяться. Кроме того, подготавливая новые пенсионные законы, законодатель обязан был руководствоваться ещё действующими нормами. Но так как в ч.3 ст.10 Статуса изменения не вносились, то имеем законный рычаг для переформатирования ситуации.

Это может быть необходимо лишь в достаточно редком случае, если не хватает стажа для назначения страховой пенсии (ч.2 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях»), т.к. минимальный стаж для назначения страховой пенсии будет увеличен с 6 лет страхового стажа в 2015 году до 15 лет в 2024 году. Поскольку здесь речь не идёт об изменении размера ИПК, норм действующего законодательства должно хватить для решения такой проблемы. Должен производиться по тем же правилам, что и для работавших по трудовому договору, но:

  • с учётом прибыли от инвестирования накоплений РПК за каждый год, в котором должны были бы производится отчисления
  • с увеличением пенсионной выплаты на 1% за каждый год службы по призыву.

Но тут может возникнуть препятствие — сохранились ли в архивах документы с начислением зарплаты, ведь эти сведения до этого не требовались и значит, не было резона их хранить. Тогда придётся высчитывать самостоятельно косвенно, по приказам об установлении/изменении/отмене окладов и разнообразных надбавок. Другое препятствие — это установленный ФЗ «О страховых пенсиях» твёрдый размер ИПК. Судя по всему, алгоритм преодоления будет следующий:

  1. Собрать в архивах сведения о начисленном денежном довольствии (НДД) за период службы, сделать самостоятельно расчёт НДД.
  2. Обратиться в Пенсионный Фонд РФ за включением сведений об иных периодах трудовой деятельности (в том числе размера НДД), не дожидаясь наступления возраста выхода на пенсию (согласно ст.12 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”);
  3. Подать иск в суд на ПФ РФ (т.к. расчёты НДД они вряд ли примут, сославшись на установленный законодательством твёрдый ИПК)

Источник: https://pravorub.ru/articles/66815.html

От чего зависит размер пенсии военнослужащих

Пенсия военнослужащих по контракту

У военнослужащих, выходящих в отставку, возникает ряд злободневных вопросов:

В наших дальнейших материалах мы постараемся максимально полно ответить на все эти вопросы.

Кто имеет право на военную пенсию

Военные пенсии отличаются от социальных или страховых пенсий, прежде всего, условиями назначения. Для военнослужащих разработан особый, льготный порядок назначения пенсий до достижения общего пенсионного возраста.

Кроме того, военные пенсии выплачиваются не Пенсионным фондом РФ, а непосредственно фондами Министерством обороны, ФСБ, ФСИН, МВД.
Основные правила назначения военных пенсий регулируются ФЗ № 4468-1.

В нем перечислены структуры, прохождение службы в которых дает право на военное пенсионное обеспечение:

  • Министерство обороны РФ;
  • Органы внутренних дел РФ;
  • Учреждения и Органы уголовно-исправительной системы;
  • Органы по контролю за оборотом наркотических средств;
  • Органы противопожарной безопасности.

Какие виды военных пенсий предусмотрены государством

Условно военные пенсии можно разделить на 3 вида:

  • Пенсия по выслуге лет назначается военнослужащим, стаж службы которых в перечисленных выше структурах составляет не менее 20 календарных лет. Такая пенсия назначается бессрочно. Выплаты могут быть прекращены только в случае смерти пенсионера.Пенсия по смешанному стажу назначается лицам, достигшим 45-летнего возраста, уволенным со службы в результате ОШМ, имеющим общий стаж не менее 25 лет, 12,5 из которых составляет военная служба. Пенсия назначается пожизненно.
  • Пенсия по инвалидности назначается в соответствии со справкой МСЭ инвалидам I, II, III группы на период действия этой справки.
  • По потере кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи: детям и несовершеннолетним лицам, находящимся на иждивении, – до 18 лет; детям (иждивенцам), обучающимся в учебных заведениях на стационарной форме – до 23 лет; супругам, достигшим 55-летнего возраста для женщин и 60-летнего возраста для мужчин – бессрочно.

Вопрос о назначении военной пенсии

Чтобы оформить военную пенсию, лицам, имеющим такое право, необходимо обратиться в пенсионные органы служб и министерств, в которых граждане проходили службу, или в Пенсионный фонд по месту жительства. Орган выбирается в зависимости от обстоятельств, влияющих на пенсионные выплаты.

Нормативные документы, которые учитываются при расчете военной пенсии

На размер военной пенсии влияет оклад по воинскому званию; оклад по занимаемой должности; величина надбавки за выслугу лет; стаж выслуги. Эти данные регламентируются законами:

  • ФЗ № 306 и ФЗ № 309 (2011 г.) В этих законах определяются все виды довольствия для лиц, служащих по призыву (оклад и другие выплаты), и лиц, проходящих службу по контракту (оклад по званию).
  • ФЗ № 4468-1 от 12 февраля 1993 г. определяет максимальный размер пенсионных начислений для военных пенсионеров.
  • ФЗ № 76 от 27 мая 1998 г. определяет права и льготы военных пенсионеров.
  • Постановление Правительства № 992 от 5 декабря 2011 г. определяет порядок установления должностных окладов в соответствии с должностями и званиями военнослужащих, проходящих службу по контракту.

Как рассчитать размер военной пенсии

На размер пенсии влияет множество факторов, но ориентировочную сумму военнослужащие могут рассчитать самостоятельно.

Итак, в основную военную пенсию входит( 50% заработной платы (оклад по воинской должности (ОД) + оклад по воинскому званию (ОЗ)), надбавка за выслугу лет (НВЛ), 3% за каждый год сверхсрочной службы (СС), но не более 85%) х понижающий коэффициент (ПК). В 2017 году он составляет 72,23%.

((ОД + ОЗ + НВЛ) х 50 + (ОД + ОЗ + НВЛ)х 3)) х ПК= размер военной пенсии
Покажем расчет на примере. Иванов И.И. вышел в отставку в 2017 г. по выслуге лет, военный стаж составил 21 год. Его оклад по должности командира отделения составлял 15 000 руб., а по званию капитана-лейтенанта – 11 000 руб. Надбавка за стаж составляет 30 % (от 20 до 25 лет).

3 % от совокупного денежного довольствия за 1 год службы свыше 20 лет.
((15000 + 11000+ 7800) х 50 %+ (15000 + 11000 + 78000) х 3%)) х 72,23 = 12 939 руб. 28 коп.
Важно! При начислении пенсии также учитывается районный коэффициент (например, в Чукотском АО он равен 2; в Республике Коми – 1,6; в Кемеровской области – 1.3 и т.д.

); наличие иждивенцев; наличие наград и званий; надбавки за квалификационные категории и пр. Не всегда мы можем получить очередное звание и более высокооплачиваемую должность во время работы, однако мы можем повысить денежную выплату существенно за счёт стажа.
В следующей статье мы расскажем, какие категории военных пенсионеров имеют право на вторую пенсию.

Источник: https://mil-ru.ru/pensii/94-ot-chego-zavisit-razmer-pensii-voennosluzhashchikh

Всё о военных пенсиях – Виртуальная школа пенсионера

Пенсия военнослужащих по контракту
Подробности Категория: Положение военных пенсионеров

В связи с тем, что ко мне в Виртуальную школу пенсионера поступает много вопросов oт военных пенсионеров я решил создать отдельный раздел, посвященный различным аспектам военных пенсий, а также привести примеры расчета военных пенсий для ряда типовых ситуаций.

Внимание! Данный материал был подготовлен на базе Федерального закона «О военных пенсиях» № 4468-1 в редакции до 21.07.2014.
С самой последней редакцией Закона «О военных пенсиях» вы можете познакомиться в разделе моего сайта “Пенсии с 2015 года”.

1. Кому назначается военная пенсия

Военная пенсия полагается лицам, проходившим службу:

  • в Органах Внутренних Дел;
  • в государственной противопожарной службе;
  • в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы.

Военные пенсии на­значаются по нормам За­кона Российской Федерации от 12.02.

1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, ор­ганах по контролю за оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – За­кон № 4468-1).

Право на военную пенсию за выслугу лет определяется статьей 13 Закона № 4468-1.

В соответствии с пунктом «а» части первой Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной служ­бе 20 лет и более. По такому осно­ванию военная пенсия может назначаться в любом возрасте.

Например, при льготном исчислении про­должительность выслуги для начисления военной пенсии может быть достигнута и в 40, и в 35 лет – в зависимости от льготы.

2. Виды военных пенсий

Военная пенсия назначается:

  • военная пенсия за выслугу лет;
  • военная пенсия по инвалидности;
  • военная пенсия по потери кормильца членам семьи в случае смерти военнослужащего/ военного пенсионера.

3. Что включается в выслугу лет для назначения военной пенсии

Порядок подсчета выслуги для назначения военной пенсии ус­тановлен Постановлением Прави­тельства РФ от 22.09.

1993 № 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации”.

Постановление N 941 содержит два приложения, в которых указаны конкретные местности и время службы, которое засчитывается в выслугу лет для назначения военных пенсий на льготных условиях – один месяц службы за два месяца, а так же один месяц службы за полтора месяца.

Помимо собс­твенно военной службы, в выслу­гу лет для назначения военной пенсии по пункту «а» части первой статьи 13 Закона № 4468-1 включаются сле­дующие периоды (указаны самые распространенные случаи):

  • периоды службы в органах внутренних дел, ФСБ и прочих силовых ведомствах в России и СССР;
  • периоды службы в вооруженных силах, органах безопасности и прочих силовых структурах стран СНГ;
  • время содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности;
  • время перерыва в службе вследствие незаконного увольнения;
  • офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, – время обучения до определения на службу в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за 6 месяцев выслуги.

Отдельные периоды засчитываются в выслугу для начисления военной пенсии в льготном исчис­лении. Полный перечень таких периодов, которые засчитываются для назначения военной пенсии, содержится в Постанов­лении № 941.

Он слишком объем­ный, чтобы приводить его здесь полностью, поэтому укажем толь­ко некоторые основания для засчитывания таких периодов при назначении военной пенсии:

1) Периоды участия в боевых действиях.

2) Особые условия службы:

  • работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • летная работа, прыжки с парашютом и т.д.;
  • периоды службы, связанные с ядерным вооружением (в частности, атомные подводные лодки и надводные корабли).

3) Служба в отдаленных и высокогорных местностях (перечень таких местностей также содержится в Постановлении № 941).

Периоды военной службы по призыву (срочной службы) вклю­чаются в выслугу для назначения военной пенсии календарно или, в случае участия в боевых действи­ях, в льготном исчислении.

Если у военнослужащего нет 20 лет выслуги, то военная пенсия ему может быть назначена по так называемо­му смешанному стажу в соответс­твии с пунктом «б» части первой статьи 13 Закона № 4468-1.

Соглас­но этому пункту, право на военную пенсию за выслугу лет имеют лица, уволен­ные со службы по достижении пре­дельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штат­ными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего воз­раста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шес­ти месяцев составляет военная служба.

При этом в соответствии с пунктом «а» части 2 статьи 13 Закона № 4468-1 в «смешанный» стаж включается трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Рос­сийской Федерации». До вступле­ния в силу этого закона действовал Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Рос­сийской Федерации».

По нормам Закона РФ № 340-1 в трудовой стаж включались следующие периоды, не включаемые в страховой стаж в настоящее время (перечислены наиболее часто встречающиеся):

  • обучение в высших и средних специальных учебных заведениях;
  • уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рож­дения, но не более 9 лет в общей сложности;
  • проживание жен (мужей) воен­нослужащих в местностях, где они не могли трудиться по специаль­ности в связи с отсутствием воз­можности трудоустройства.

Эти периоды засчитываются в «смешанный» стаж до 01.01.2002 – до вступления в силу Федераль­ного закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

У граждан, уволенных (уволив­шихся) из Вооруженных сил до наступления 45-летнего возраста и не имеющих 20 лет выслуги (и 25 лет «смешанного» стажа), час­то возникает вопрос, появится ли право на военную пенсию за выслугу лет по достижении 45-летнего возраста, если на дату достижения возраста «смешанный» стаж будет состав­лять более 25 лет. К сожалению, право на военную пенсию в этом случае не появится. Пунктом «б» части 1 ста­тьи 13 Закона условие достижения возраста и наличия необходимого «смешанного» стажа установле­но на дату увольнения со службы. Если 45-летнего возраста гражда­нин достиг после увольнения, пра­ва на военную пенсию у него нет.

Перечень отдаленных местностей Российской Федерации, в которых служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях в выслугу лет для назначения военной пенсии (Приложение N 1 к постановлению Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941):

I.

Отдаленные местности, в которых служба засчитывается в выслугу лет для назначения военной пенсии на льготных условиях – один месяц службы за два месяца Красноярский край – в местностях Туруханского района севернее Северного полярного круга: для военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (кроме милиции) с 25 июня 1949 г., а для личного состава милиции – с 1января 1970 г.

II. Отдаленные местности, в которых служба засчитывается в выслугу лет для назначения военной пенсии на льготных условиях – один месяц службы за полтора месяца

Красноярский край – в местностях Туруханского района южнее Северного полярного круга, в Северо-Енисейском районе: для военнослужащих – с 7 августа 1969 г., а для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы – с 1 января 1970 г., в Богучанском, Енисейском, Кежемском и Мотыгинском районах, в городах Енисейске и Лесосибирске с территорией, находящейся в административном подчинении Лесосибирского городского Совета народных депутатов – с 1 января 1988 г.

4. Размер военной пенсии. Исчисление денежного довольствия для назначения военной пенсии. Надбавки к военной пенсии

Порядок расчета размера военной пен­сии установлен статьей 14 Закона № 4468-1. Лицам, военная пенсия которым назначается при выслуге не ме­нее 20 лет, военная пенсия устанавливает­ся в размере 50% сумм денежного довольствия за 20 лет выслуги и 3% денежного довольствия за каждый год выслуги сверх 20 лет, но не бо­лее 85% денежного довольствия.

Для тех пенсионеров, военная пенсия кото­рым назначена по «смешанному» стажу, размер военной пенсии составляет 50% денежного довольствия за об­щий трудовой стаж продолжитель­ностью 25 лет и 1% за каждый год стажа сверх 25 лет.

Источник: http://ypensioner.ru/vse-o-voennih-pensiyah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.