Пенсия для моряков крайнего севера

Содержание

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2012 г. N 8-КГ12-4 Действующее законодательство не предусматривает включение в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей состав морей и океанов, в связи с чем время нахождения судна в плавании, так и время его краткосрочной стоянки в портах, расположенных в таких местностях, не может быть засчитано в специальный стаж без учета территориальной принадлежности судна, определяющейся по порту его приписки

Пенсия для моряков крайнего севера

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горохова Б.А.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Назаровой А.М.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Угрюмова Н.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Некрасовском муниципальном районе Ярославской области о перерасчете трудовой пенсии по старости

по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Некрасовском муниципальном районе Ярославской области на решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 24 октября 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 24 ноября 2011 года, которыми исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:

Угрюмов Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Некрасовском муниципальном районе Ярославской области о перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований сослался на то, что он работал в ОАО «…» в г. …

на морском судне, в период работы это морское судно неоднократно находилось на стоянках в портах, отнесенных к районам Крайнего Севера: городах Мурманск, Игарка, Дудинка, Нарьян-Мар, Диксон и других, однако при исчислении пенсии ответчик учел стаж истца как лицу, работавшему в местности, приравненной к районам Крайнего Севера по порту приписки судна – г. Архангельск.

Истец полагал, что период нахождения его на судне на стоянках в вышеназванных портах должен быть засчитан как работа в районах Крайнего Севера и потому просил обязать ответчика установить на основании пункта 7 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» повышенный базовый размер страховой части трудовой пенсии как для лица, имеющего стаж работы как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях.

Решением Некрасовского районного суда Ярославской области от 24 октября 2011 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 24 ноября 2011 года, иск Угрюмова Н.А. удовлетворен.

На ГУ-УПФ РФ в Некрасовском муниципальном районе Ярославской области возложена обязанность произвести Угрюмову Н.А.

перерасчет размера пенсии исходя из фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии за работу в районах Крайнего Севера начиная с 1 июля 2011 года.

В кассационной жалобе начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Некрасовском муниципальном районе Ярославской области ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2012 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2012 года кассационная жалоба Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Некрасовском муниципальном районе Ярославской области с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в порядке надзора, в судебное заседание не явились.

В заявлении, начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Некрасовском муниципальном районе Ярославской области, поступившем в Верховный Суд РФ 4 сентября 2012 года, содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого характера существенные нарушения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 24 июля 2009 г.

) лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами 1 группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 руб. в месяц.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При этом лицам, имеющим смешанный стаж (периоды работы, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к ним), при наличии при перерасчете достаточного стажа может быть установлен размер базовой части трудовой пенсии как лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера.

На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня.

Территориальная принадлежность морского судна определяется месторасположением порта приписки судна. Под портом приписки судна понимается порт, в котором осуществлена регистрация судна (ч. 1 ст. 130 ГК РФ, ст.

 33 КТМ РФ, Правила регистрации судов прав на них в морских торговых портах, утверждённые Приказом Минтранса России от 21 июля 2006 г. № 87).

На основании этого же правила определяется территориальность трудовой деятельности членов экипажа судна.

Как следует из материалов дела, Угрюмов Н.А. осуществлял свою трудовую деятельность в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Кроме того, истец выполнял работы на судах, портом приписки которых является г. Архангельск, отнесенный к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в Некрасовском муниципальном районе Ярославской области от 30 июня 2011 года № 26 Угрюмову Н.А. отказано в перерасчете пенсии.

Признавая незаконным указанный отказ, судебные инстанции приравняли время работы истца во время нахождения морского судна на стоянках в портах городов Мурманск, Игарка, Дудинка, Нарьян-Мар, Диксон и других как работу в районах Крайнего Севера.

Между тем, по мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, суды, рассматривавшие спор, в нарушение приведенных норм не учли, что местом нахождения организации, с которой истец состоял в трудовых отношениях и портом приписки судна является город Архангельск, который к районам Крайнего Севера не относится. При этом во время стоянки в портах, относящихся к районам Крайнего Севера, истец являлся работником ОАО «…», где производился учёт стажа его работы для последующего назначения пенсии.

Действующее законодательство, устанавливая перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не предусматривает включение в их состав морей и океанов, в связи с чем как время нахождения судна в плавании, так и время его краткосрочной стоянки в портах, расположенных в таких местностях, не могут быть засчитаны в специальный стаж без учета территориальной принадлежности судна, определяющейся по порту его приписки.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия считает, что вывод суда об удовлетворении требований о перерасчете базовой части трудовой пенсии нельзя признать законным, поскольку такой вывод основан на неправильном применении и толковании норм материального права.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Угрюмов Н.А. состоял в трудовых отношениях с ОАО «…» в г. Архангельске и исполнял свои трудовые обязанности на принадлежащем этой организации судне.

То обстоятельство, что это судно во время совершаемых рейсов заходило в порты, расположенные в районах Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о смешанном стаже работы истца в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, поскольку в таком порядке исчисляется стаж для назначения пенсии в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах. Для расчёта стажа для назначения пенсии моряков, находящихся в плавании, такой порядок неприменим, поскольку в этом случае пришлось бы исключать из этого стажа все периоды нахождения судна в местах, не отнесённых к районам Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, включая время нахождения судна в открытом море или время стоянки его в портах, не относящихся ни к районам Крайнего Севера, ни к приравненным к ним местностях. Такой расчет пенсионного стажа привёл бы к его неизбежному уменьшению и ухудшению правового положения работников.

С учётом изложенного допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом второй инстанции вышеуказанные нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, в связи с чем состоявшиеся по делу судебные постановления нельзя признать законными и они подлежат отмене.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований Угрюмова Н.А.

Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 24 октября 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 24 ноября 2011 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Угрюмова Н.А.

к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Некрасовском муниципальном районе Ярославской области о перерасчете трудовой пенсии по старости отказать.

Председательствующий Горохов Б.А.

Закон о трудовых пенсиях предусматривает повышенный базовый размер страховой части трудовой пенсии для некоторых граждан.

В их числе – лица, имеющие определенный стаж работы в районах Крайнего Севера, а также в приравненных к ним местностях.

Относительно применения данных положений к членам экипажей морских судов СК по гражданским делам ВС РФ разъяснила следующее.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которая выполнялась постоянно, в течение полного рабочего дня.

Территориальная принадлежность морского судна определяется месторасположением порта его приписки.

Под указанным портом приписки понимается порт, в котором судно зарегистрировано.

По такому же правилу определяется территория трудовой деятельности членов экипажа судна.

Законодательство, устанавливая перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не предусматривает, что в их состав включаются моря и океаны.

Поэтому как время нахождения судна в плавании, так и период его краткосрочной стоянки в портах, расположенных в названных местностях, не могут быть засчитаны в специальный стаж для пенсии без учета территориальной принадлежности судна (которая определяется по порту его приписки).

Так, в рассматриваемом случае лицо выполняло работы на судах, портом приписки которых не являлся район Крайнего Севера или приравненная к нему местность.

Данные суда во время стоянок находились в портах, расположенных в указанных районах.

Между тем подобные периоды стоянок судов в таком случае нельзя отнести к периодам работы в районах Крайнего Севера для исчисления специального стажа для пенсии.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70136718/

Льготная пенсия для моряков плавсостава

Пенсия для моряков крайнего севера

Несмотря на пошаговое повышение пенсионного возраста, право досрочного выхода на пенсию сохраняется для определенной категории работников.

Так, мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины 50 лет, работающие в плавсоставе судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения могут выйти на заслуженный отдых, если у них есть:

– стаж работы в плавсоставе судов 12 лет и 6 месяцев (для мужчин) и 10 лет (для женщин),

– общий страховой стаж – 25 и 20 лет соответственно,

– индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30 (с учетом переходных положений в 2019 году не ниже 16,2).

Наличие всех этих условий по стажу и коэффициенту дает такое же право досрочного выхода на пенсию членам экипажей машинной команды служебно-вспомогательных судов и судов портового флота, постоянно работающих в акватории порта (за исключением служебно-разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения). Основанием служит Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых также дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Пенсия за выслугу лет

Не изменились условия назначения страховой пенсии при наличии специального стажа не менее 25 лет и 20 лет для мужчин и женщин, независимо от возраста, для работников флота рыбной промышленности, занятых на добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле, независимо от характера выполняемой работы.

Такое же право досрочного выхода на пенсию независимости от возраста и при наличия специального стажа имеют члены экипажа отдельных видов судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (на буксирах-толкачах, постоянно занятых на транспортировке нефтяных барж, газовозах, нефтеналивных, нефтеперекачивающих, нефтебункеровочных и зачистных станциях, подводных аппаратах (лабораториях), судах с атомными энергетическими установками, судах атомного технологического обслуживания, судах, постоянно работающих в Арктике, химовозах, агломератовозах). Это так называемая пенсия «за выслугу лет».

Для подтверждения специального стажа работы в качестве плавсостава судов морского флота и флота рыбной промышленности нужны справки из судоходных компаний, где работал моряк. В них стаж работы должен быть расписан детально, т. е.

с включением в него периодов непосредственного нахождения на судне, а также иных периодов, предшествовавших или непосредственно следовавших за такой работой, которые включаются в специальный стаж. К ним относятся оплачиваемые отпуска и отгулы, нахождение в оплачиваемом резерве, периоды привлечения к выполнению ремонтных работ.

Отдельно должны быть выделены периоды, которые в специальный стаж не включаются: например, отпуска без сохранения содержания, период обучения и т. п.

Следует знать, что:

– если на момент достижения возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин нет необходимого стажа работы в плавсоставе или требуемого общего страхового стажа, а также при отсутствии необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента страховая пенсия моряку будет назначена на общих основаниях: то есть по достижении общеустановленного пенсионного возраста (65/60лет – для мужчин и женщин соответственно);

– если моряк вступил в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, платил страховые взносы, то периоды уплаты страховых взносов учитываются только в общем страховом стаже, но не учитываются при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Важно помнить, что после 01 января 2013 года условия назначения досрочной страховой пенсии по старости применяются только в том случае, если класс условий труда на рабочих местах членов экипажей судов соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам проведенной специальной оценки условий труда (СОУТ) и в случае уплаты работодателем дополнительных страховых взносов.

https://www.youtube.com/watch?v=acqCTUwQXcQ

В переходный период до 31 декабря 2018 года право на досрочное назначение страховой пенсии по старости сохраняется по результатам аттестации рабочих мест при условии начисления и уплаты работодателем дополнительных страховых взносов до момента проведения СОУТ.

Если самому сложно разобраться в пенсионном законодательстве и доказать право на досрочную пенсию даже при наличии всех необходимых документов, моряк всегда может обратиться за помощью в свою профсоюзную организацию.

Жители Крайнего Севера и приравненных местностей имеют право досрочного выхода на пенсию на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. После проведения пенсионной реформы это право сохраняется у северян и в дальнейшем. Вместе с тем возраст досрочного выхода на пенсию у жителей Севера поэтапно повышается на 5 лет: с 50 до 55 лет у женщин и с 55 до 60 лет у мужчин.

Переходный период по повышению пенсионного возраста северян продлится, как и у всех, в течение 10 лет – с 2019 по 2028 год.

На первом этапе повышение возраста затронет женщин 1969 года рождения и мужчин 1964 года рождения.

При этом северяне, которым пенсия по старому законодательству должна была быть назначена в 2019–2020 годах, также имеют право на льготу по выходу на полгода раньше нового пенсионного возраста.

Минимально необходимый северный стаж для досрочного назначения пенсии при этом не меняется и по-прежнему составляет 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 календарных лет в приравненных местностях. Требования по страховому стажу аналогично не меняются и составляют 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Моряки, отработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, если у них есть общий страховой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости (мужчины – 25 лет и женщины – 20 лет), и стаж работы в качестве членов экипажей судов не менее 12 лет и 6 месяцев, смогут выйти на пенсию на 5 лет раньше возраста, установленного для досрочного назначения: в 50 лет – мужчины, 45 лет – женщины.

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

17 января 2012 03:44

Работа моряка во все времена считалась одной из самых сложных и тяжелых. Это риск, это труд в любых погодно- климатических условиях, в длительном отрыве от земли, с ограниченными возможностями для отдыха. Поэтому наше правительство предоставляет пенсионные льготы людям, занятым в этой профессии.

Читайте так же:  Молодой семье доступное жилье субсидия

По действующему законодательству правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуется плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности ( за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на данных судах и имеют страховой стаж соответственно 25 и 20 лет.

Плавсостав указанных судов приобретает право на льготное пенсионное обеспечение независимо от того, какие работы выполняет судно: перевозку грузов,пассажиров или добычу, обработку рыбы и морепродуктов и другие работы, а так же независимо от наименования профессии или должности, ни то, к какой службе судна относятся.

Для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда необходимо, чтоб работник был зачислен в плавающий состав, а судно на котором он работает, не относилось к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

Необходимо помнить что не все лица, работающие на борту судна, входят в плавающий состав судна. Под плавсоставом понимается экипаж судна, состоящий из капитана, других лиц командного и рядового состава, обеспечивающий управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.

Плавсостав на каждый вид судна определяется судовладельцем или вышестоящей организацией и как правило состоит в штате экипажа судна.

Работники, которые не состоят в штате экипажа судна, хотя и входят в список лиц(судовая роль), находящихся на борту судна, не являются плавающим составом судна и поэтому правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются.

По различным причинам суда могут длительное время находится в отстое, на консервации( для чего издается приказ судовладельца) или длительное время стоять у причальной стенки в ожидании выхода в плавание.

Во всех случаях такие суда не выполняют работы, соответствующие их предназначению, следовательно, такие периоды в специальный стаж не засчитываются, но должны быть отражены в справке, подтверждающей льготный стаж, которую в обязательном порядке необходимо предоставить при назначении пенсии.

На сегодняшний день все больше моряков начинают задумываться о своей пенсии. Их беспокойство можно понять: с принципами ее формирования относительно членов экипажей морских судов разобраться порой не так просто, как хотелось бы. На пенсию моряка влияют множество различных факторов – упусти хоть один из виду, и можно будет частично или полностью попрощаться с мечтами о беззаботной старости. Так как же обеспечить себе гарантированные выплаты по завершении карьеры в море? Для этого потребуются две вещи – ознакомиться с пенсионным законодательством страны и не затягивать с оформлением всех необходимых документов

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ МОМЕНТЫ

Согласно новым требованиям, для получения страховой пенсии или пенсии по старости, гражданину России нужно накопить страховой стаж и определенное количество пенсионных баллов, стоимость которых меняется каждый год.

Так, для получения страховой пенсии по старости в 2017 году необходимо иметь не менее восьми лет страхового стажа и 11,4 пенсионных баллов. С каждым годом с новых пенсионеров требуется все большее их количество: на 2,4 балла больше ежегодно, пока к 2025 году требуемое число баллов не достигнет 30.

Стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, также будет поэтапно увеличиваться: с шести лет в 2015 году до 15 лет в 2024-м. Так, для получения страховой пенсии по старости в этом году потребуется не менее 8 лет страхового стажа и 11,4 пенсионных баллов.

Средний же размер страховой пенсии – 13 655 руб, и выплата не зависит от того, продолжает пенсионер работать или нет.

ПОД ИНОСТРАННЫМ ФЛАГОМ

Многие российские моряки на сегодняшний день предпочитают работать под иностранным флагом, и их можно понять: за редким исключением в российских компаниях заработать приличные деньги не представляется возможным.

Вместе с тем, далеко не каждый из морских специалистов задумывается о том, какая пенсия будет ждать его в будущем.

Безусловно, нельзя забывать, что все граждане Российской Федерации при нехватке стажа получают социальную пенсию, однако выйти на нее можно при наступлении 60 и 65 лет (для женщин и мужчин, соответственно), да и размер ее будет меньше, чем у страховой пенсии – на сегодняшний день он составляет 8742 руб.

– Сейчас уже пришло то поколение моряков, которое ни разу не работало на судах под российским флагом, и чтобы получить пенсию, им приходится проделывать огромную работу с различного рода документами, тратить на это уйму времени, – говорит председатель Балтийской территориальной организации РПСМ (БТО РПСМ) Александр Бодня.

Так, всем морякам, работающим на судах под иностранными флагами и желающим получать страховую пенсию, необходимо добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в противном случае о выплатах можно будет забыть.

Для этого придется обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства, предоставив паспорт или другой документ, удостоверяющий личность страхователя, подтверждающий его регистрацию по месту жительства на территории РФ; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; и документы, подтверждающие факт работы за пределами РФ или факт приглашения, дающего право на осуществление частной предпринимательской или иной деятельности за пределами территории РФ.

Законодательство также предусматривает возможность уплаты страховых взносов не только самим моряком, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, но и другим физическим лицом.

При этом продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов за моряков не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости – то есть не более семи с половиной лет.

Если на момент выхода на пенсию члену экипажа не хватает пенсионных баллов и стажа, то увеличить эти показатели можно уплачивая страховые взносы, таким образом создавая все условия для приобретения права на страховую пенсию при наступлении пенсионного возраста. Знакомиться с информацией о состоянии лицевого счета необходимо ежегодно, отслеживая нужное количество лет страхового стажа и пенсионных баллов.

В результате уплаты взносов увеличится количество баллов и стажа.

Однако здесь есть свои ограничения: физические лица, уплачивая самостоятельно дополнительные страховые взносы, могут приобрести только половину стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости. При этом ограничений по количеству пенсионных баллов нет. От этого показателя будет зависеть размер назначенной пенсии.

ДОСРОЧНЫЙ ВЫХОД

Источник: https://oaomgs.ru/lgotnaya-pensiya-dlya-moryakov-plavsostava/

Сани летом. Все, что важно знать моряку о своей пенсии!

Пенсия для моряков крайнего севера
Меньше всего в такие моменты думается о своем будущем лет этак в 65 и о том, какого размера пенсия будет “капать” каждый месяц. Это не просто наши рассуждения или досужие соображения.

Недавно проведенный в соцсетях опрос показал — точно знают, какие отчисления и в каком размере делает судовладелец в Пенсионный фонд России, не больше четверти моряков. Около 66 процентов — не в курсе, хотя сочли вопрос интересным и важным. Есть и такие, кто принципиально не интересуется этой темой.

Дело осложняется еще и тем, что пенсии для моряков, по крайней мере, для определенной их части, начисляются по несколько иной схеме, чем для остальных граждан России. Искать точную информацию об этом, вникать в детали мало кто хочет — проще махнуть рукой. Именно поэтому “Корабел.

ру” решил сам разобраться в вопросе с моряцкими пенсиями. Итак, рассказываем все, что выяснили.

Фото с сайта pixabay.com

Начнем с азов

Практически все сегодня уже знают, что пенсия у россиян состоит из двух частей — страховой и накопительной. Исключение составляют граждане, родившиеся ранее 1967 года. У них накопительная часть отсутствует, все взносы идут только в страховую. Страховая часть является базовой, она формируется из отчислений, которые делает ваш работодатель, пока вы у него трудитесь. За врачей, к примеру, платит больница, а за моряков — судовладелец. Накопительная часть пенсии куда меньше по размеру (обычно), но отличается она тем, что взносы туда может делать кто угодно. Как правило, у большинства этот ручеек тоже наполняет работодатель. Но теоретически вы вправе и сами добавлять в накопительную часть энное количество рублей ежемесячно, если, конечно, карман позволяет. Сколько именно платит работодатель за своих сотрудников в Пенсионный фонд? Общая сумма составляет 22 процента. Из них 6 процентов уходит в накопительную часть вашей пенсии, остальное — в страховую. Вернее, так было до недавнего времени, пока в 2014 году не ввели мораторий на накопительную часть. Теперь эти 6 процентов тоже отправляются в страховую часть. Кстати, сделаем здесь небольшое отступление и развеем слухи, которые бродят в последние месяцы — мол, накопительную часть отменили, деньги пропали и т.д. Их распространяют агенты частных пенсионных фондов, убеждающих граждан изъять свои накопления из государственной кубышки и отдать им. Дело это добровольное, хотите — пользуйтесь частными инструментами. Важно только знать, что никакого “сгорания” денег в ПФР нет, просто их пока нельзя пополнять в накопительной части.

“Крузенштерн” в Польше / “Росрыболовство”

Но возвращаемся к работодателям. Помимо этого, не помешает знать, что взносы идут еще и в Фонд социального страхования (2,9%) и на обязательную медицинскую страховку (5,1%).

Теперь переходим к нюансам формирования пенсий у моряков. В свое время было принято постановление, по которому часть судовладельцев получила полное освобождение от пенсионных отчислений за моряков. Вот как обрисовал эту ситуацию Пенсионный фонд России, куда “Корабел.ру”, готовя этот материал, обратился за разъяснениями:

“В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации пониженные тарифы страховых взносов применяются для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах Российской Федерации), за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна – в отношении данных выплат и вознаграждений.

Согласно подпункту 2 пункта 2 данной статьи для указанных плательщиков тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в течение 2017–2027 гг. устанавливаются в размере 0 процентов”.

Если не все удалось понять, пересказываем своими словами. В Налоговом кодексе есть пункт, разрешающий определенной категории судовладельцев вообще не платить за моряков в Пенсионный фонд. Подпадают под эту роскошную льготу те, кто зарегистрировался в Российском международном реестре судов.

Фото с сайта pixabay.com

Не путать с Морским регистром! Какие суда могут быть занесены в этот реестр? Перечисляем: 1. Суда для международных перевозок и буксировок. Важно: не относится к судам старше 15 лет на момент регистрации и к судам, уже фигурирующим в иностранных реестрах. 2. Суда для каботажных перевозок и буксировки в каботаже. Здесь то же требование — им не должно быть более 15 лет. 3. Спецсуда для разведки и разработки морского дна и его недр, для гидротехнических и подводно-технических работ, а также для обеспечения этих работ. 4. Суда для торгового мореплавания, построенные на российских верфях после 1 января 2010 года. Для самоходных есть ограничение по минимальной мощности главного двигателя — не менее 55 кВт. Для несамоходных другое ограничение — вместимость не менее 80 тонн. 5. Суда, используемые для торгового мореплавания (кроме рыбопромысловых) и принадлежащие на праве собственности российским лицам. 6. Суда иностранных реестров, используемые для торгового мореплавания (кроме рыбопромысловых), возрастом не более 25 лет на дату заявки, которые зафрахтованы по бербоут-чартеру юрлицами, зарегистрированными в свободных экономических зонах. 7. Суда, используемые для регулярных перевозок грузов, пассажиров и их багажа и буксировки в каботаже (при продолжительности рейса до 24 часов), принадлежащие на праве собственности российским лицам или зафрахтованные ими по договорам бербоут-чартера. Если ваше судно относится к одной из этих категорий, скорее всего, ваш работодатель не делает ни копейки отчислений на вашу пенсию. Значит ли это, что лишаетесь пенсии? Нет, поскольку в этом случае предусмотрена компенсация от государства.

— Судовладельцы, эксплуатирующие российские суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (не путать с Российским морским регистром судов!), не уплачивают взносов во внебюджетные фонды, включая ПФР.

Но они сдают отчеты о начисленной морякам заработной плате и начисленных взносах в ПФР, с тем чтобы эти взносы были учтены на персонифицированных счетах моряков.

Суммы выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда компенсируются за счет федерального бюджета путем перечисления межбюджетных трансфертов бюджету ПФР. Стаж работы моряков на таких судах засчитывается в страховой стаж, на основании которого назначаются пенсии.

Таким образом, права моряков в данном случае не нарушаются, — рассказывает “Корабелу” первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук.

Как он поясняет, единственный платеж, который такие судовладельцы обязаны вносить самостоятельно — это страхование в ФСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. — В свое время, при подготовке закона об РМРС, была идея о том, чтобы за моряков на этих судах вообще не вносились платежи в ПФР (“как на судах под удобным флагом” — такой был довод), но реализована не была, в том числе и вследствие позиции РПСМ, — вспоминает Игорь Ковальчук.

Фото с сайта pixabay.com

Будут “конверты”, не будет пенсии! Стало быть, особой проблемы нет, и моряку, в принципе, можно ни о чем не волноваться? Да, если сумма его зарплаты в точности соответствует тем данным, что подает судовладелец в Пенсионный фонд. Но вот тут-то и кроется важный подвох. Не секрет, что у многих моряков есть заметные расхождения между деньгами, выданными на руки, и цифрами в платежных ведомостях.

— Я работаю в компании “Афалина” на рефрижераторах, — рассказывает моряк Вячеслав Соколов. — Сам по образованию штурман, работал пару контрактов в должности 4-го помощника на танкерах. Так жизнь сложилась, что туда больше не попал. Сейчас работаю матросом, пришлось идти с понижением.

О пенсии он пока особо не задумывается, но в целом с системой, по которой она начисляется, знаком. Про опасность зарплат “в конвертах” тоже в курсе, но опыт показывает — избежать таких “подводных камней” удается не всегда. — Конечно, когда по контракту у тебя зарплата восемь тысяч, а реально платят 1300 евро, это неправильно. Случись какая-то проблема с работодателем, мне бы выплатили 32 тысячи рублей за четыре месяца и все. Да и не только в этом проблема. Лучше, чтобы зарплата была официальная по курсу, с нее ведь как никак идут отчисления. Но на тот момент я только начинал на флоте, из-за отсутствия опыта было не из чего выбирать, — объясняет Соколов.— Сейчас бы так работать уже не пошел. Хотя… Если бы не было денег и нужно было куда-то срочно идти…

Студенты ВГУВТ на плавательной практике / ВГУВТ

Об этом же строго предупреждают в РПСМ: — Моряку следует обратить внимание на то, какая заработная плата прописана у него в трудовом договоре. К сожалению, мы часто встречаемся с практикой, когда в договоре указана зарплата от 5 до 15 тыс. рублей, а остальное предполагается выплачивать иным способом. С таких доплат не только не уплачиваются взносы в ПФР, но их могут вообще не выплатить при первых признаках финансовых проблем у судовладельца. Для того, чтобы проконтролировать, уплачиваются ли взносы и в каком размере, нужно периодически запрашивать ПФР о состоянии своего индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, рекомендует профсоюз. А напоследок приведем полезную информацию о том, кому из моряков полагается досрочная пенсия. За сведения спасибо Игорю Ковальчуку!

“Моряки входят в дополнительный список для досрочного выхода на пенсию, могут оформить ее в 55 лет, при условии, что отработали непосредственно на судне 12,5 лет. Это законодательство сформировано еще при СССР и пока продолжает действовать.

Но всяческие нововведения по требуемому общему стажу работы и подсчету баллов могут не позволить реализовать это на практике. Эти новации, собственно, и направлены на общее повышение пенсионного возраста.

Действующим законом “О страховых пенсиях” у моряков сохранено право на досрочный выход на пенсию при условии величины индивидуального пенсионного коэффициента равной 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 если они проработали соответственно 12 лет и 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе морских судов (за исключением портовых судов, служебно-вспомогательных и разъездный и т.п) и имеют страховой стаж 25 и 20 лет соответственно для мужчин и женщин. Кроме того, право на досрочное назначение пенсии имеют мужчины и женщины, отработавшие 25 и 20 лет соответственно на отдельных видах судов морского флота – газовозах, химовозах, нефтеналивных, судах постоянно работающих в Арктике и др. Это так называемая пенсия за выслугу лет.

Досрочно назначается также пенсия морякам мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет отработавших на Крайнем Севере 15 лет и 20 лет в районах приравненных к ним. Если такие моряки имеют также стаж работы на морских судах 12 лет и 6 месяцев и 10 лет соответственно мужчины и женщины, то льготы в таком случае суммируются и тогда мужчины имеют право на досрочный выход на пенсию с 50 лет и женщины с 45 лет”.

Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/sani_letom_vse_chto_vazhno_znat_moryaku_o_svoey_pensii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.