Пенсионное обеспечение государственных служащих

Пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих

Пенсионное обеспечение государственных служащих

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих регулируется федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О системе государственной службы Российской Федерации»[1], «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[2], а также иными подзаконными актами[3]. В названной законодательной базе установлен принцип единства функционирования всей системы государственной службы. Однако последние изменения законодательства, касающиеся регулирования отношений в области государственного пенсионного обеспечения, позволяют сделать вывод, что законодатель стал сознательно проводить линию дивергенции в пенсионном обеспечении разных категорий государственных служащих, в частности федеральных гражданских служащих, военнослужащих, работников правоохранительных органов.

Что вообще представляет собой с социально-экономической точки зрения пенсия государственного чиновника? Если в этой связи обратиться к историческому опыту нашей страны, то еще при Петре I считалось, что чиновник находится в зависимом от государя положении, а сами отношения носят публичнообязательственный характер и основаны на принципе служебного долга и верности[4]. И лишь в 60-х гг. XVIII в. было введено постоянное жалованье для чиновничества (до этого часто прибегали к натуральной форме вознаграждения служащего — кормлению).

Первоначально пенсионное обеспечение касалось только военных, но уже в 1764-1765 гг. оно распространяется и на гражданские чины (но при этом, как писал историк С. М. Соловьев, «служба мечом считалась почетнее службы пером»[5]). При Николае I создается Свод уставов о службе гражданской, среди которых и Общий устав о пенсиях и единовременных пособиях[6].

Наряду с Общим уставом действовали и Особенные уставы по некоторым ведомствам. При исчислении пенсии учитывались только жалованье и премиальные, а также число лет службы (35-летняя служба давала право на пенсию, равную окладу по разряду, 30—35 лет — 2/3 такого оклада, от 20 до 30 лет — 1/3). Причем в то время не существовало понятия пенсионного возраста.

В отставку можно было выйти в любое время.

Следует отметить, что развитие пенсионного законодательства для чиновников служило цели заинтересовать людей в государственной службе, выделить их из основной массы, установить определенные привилегии.

Сама же пенсия трактовалась как вознаграждение («милость») и напрямую определялась качеством службы. Интересно отметить, что уже в 1850 г. по инициативе графа Блудова началась дискуссия по вопросу, что такое пенсия государственного гражданского служащего[7].

Граф предлагал, исходя из того, что пенсия — это милость, выплачивать ее только тем, кто действительно в ней нуждается («пенсия — милость, а не право»).

Идея графа, наверное, заинтересовала бы современных российских чиновников из Министерства труда и социальной защиты, так как вела к значительному сокращению лиц, которым было бы надо выплачивать такие пенсии. Блудов высказывал и идею уравнительности пенсий военных и гражданских служащих.

Первые в то время получали пенсии в несколько раз выше, чем гражданские чиновники. Например, пенсия прапорщика составляла 215 руб., а у чиновника IX разряда (что соответствовало чину прапорщика) — 85 руб. 20 коп. Целиком идеи Блудова приняты не были, но изменения на их основе в Устав были произведены.

Однако в любом случае государственные гражданские служащие (как и военные) по вопросам пенсионного обеспечения выделялись из остальной массы населения.

В дальнейшем же такая ситуация была изменена, и уже в годы Советской власти отсутствовало специальное пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих (пенсии за выслугу лет предоставлялись только военнослужащим, а также сотрудникам правоохранительных органов).

Порядок же пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих особо не выделялся. Вместе с тем работники государственного аппарата имели возможность (но не право) получить персональную пенсию, которая входила в систему привилегий.

Причем данные пенсии устанавливались лицам, имеющим особые заслуги перед Советским государством в области революционной, государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся заслуги в области культуры, науки и техники, а в случае смерти этих лиц — членам их семей (распространялись такие пенсии на всех членов общества, а не только на госслужащих)[8].

Конституцией РФ 1993 г. было кардинально изменено положение института государственной службы. Последняя была признана особым видом общественно полезной деятельности. По сравнению с законодательством советского (и первых лет постсоветского) периода само понятие государственной службы было сужено. Пунктом 1 ст.

3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что данная служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность российских граждан на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Вместе с тем до сих пор предпринимаются попытки расширить перечень должностей, относящихся к государственной службе (например, включить служащих государственных учреждений, которые не являются органами государственной власти, но имеют отношение к их деятельности, в состав того круга лиц, на которые распространяется действие названного выше Закона). Представляется, что все подобные попытки — это стремление к возврату расширительной трактовки понятия «государственный служащий» и вытекающим отсюда привилегиям, в том числе и в пенсионном обеспечении.

Источник: https://studref.com/506767/ekonomika/pensionnoe_obespechenie_federalnyh_gosudarstvennyh_grazhdanskih_sluzhaschih

Пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим – Дело

Пенсионное обеспечение государственных служащих

Многих госслужащих интересует порядок начисления пенсионного обеспечения по выслуге лет. В предлагаемом материале рассматриваются правила, по которым назначается пенсионное пособие данной категории граждан, особенности законодательного регулирования вопроса и прочие сопутствующие моменты.

Бесплатная помощь юриста (пенсии и право)

Бесплатно по России

+8 (800) 500-27-29 доб.107

По Москве и Московской области

+7 (499) 653-60-72 доб.696

Санкт-Петербург и Ленинградская обл.

+7 (812) 426-14-07 доб.726

Какие категории госслужащих имеют право на пенсию по выслуге лет?

Указанное пособие относится к государственным выплатам, положенным данным гражданам при условии достижения минимально необходимого количества отработанных лет.

В приведенной ситуации для их назначения не важны возрастные характеристики – имеет отношение лишь общая продолжительность, проведенная на государственной службе. Перечисление средств производится за счет финансирования федеральным госбюджетом.

Государством предусматриваются такие гарантии лицам, находящимся на федеральной службе. Чтобы они были установлены, требуется достижение соответствия нескольким параметрам, в том числе:

  • увольнение должно быть обусловлено следующими причинами:
  • сокращением штатного расписания;
  • соглашением сторон;
  • собственной инициативой служащих;
  • обстоятельствами, на которые не в силах повлиять обе стороны;
  • изменениями, внесенными в заключенный контракт;
  • достижением предельных возрастных границ;
  • ликвидацией государственных структур;
  • проработать в указанных структурах не менее пятнадцати лет, но в отдельных случаях законодательством предусмотрен выход на заслуженный отдых и при меньшем опыте работы;
  • непрерывно исполнять обязанности в соответствующих организациях не менее одного календарного года.

Не стоит забывать еще об одном обстоятельстве: максимальный возрастной ценз, установленный на законодательном уровне для работы в указанных органах, не должен превышать шестидесятилетнюю отметку.

Еще один важный момент: пенсия госслужащим за выслугу лет не может совмещаться с продолжением работы.

Важно! Указанное пенсионное обеспечение не может назначаться, если работник продолжает выполнять служебные обязанности.

Условия назначения пенсии госслужащим с 2017 года и ранее предполагают достижение возрастной категории:

  • для мужской части работников – шестидесяти лет;
  • для женской – пятидесяти пяти.

При этом величина стажа госслужбы для выхода на пенсию по указанным условиям не должна быть меньше двадцати пятилетнего периода, при этом последние семь из них перед завершением работы должны быть непрерывными.

Имеются некоторые исключения из этого правила.

Так, предполагается, что если служащий отработал пятнадцать лет, то в этом случае возможно досрочное завершение трудовой деятельности, однако в такой ситуации будет насчитано пособие в размере сорока пяти процентов от заработка. При этом за каждый последующий отработанный год прибавляется по три процента. Предельная величина начислений не может быть больше семидесяти пяти процентов данной суммы.

Обратите внимание! В некоторых ситуациях указанное пенсионное обеспечение может назначаться раньше достижения установленных возрастных границ.

Чтобы получить такие социальные начисления, необходимо лично подойти в ПФ по месту проживания данного лица. Оформление осуществляется по предоставлению следующей документации:

  • личного заявления, составленного по установленной форме и адресованного председателю местного отделения ПФ;
  • паспорта заявителя;
  • другой дополнительной документации. Может потребоваться документальное подтверждение отработанного стажа, прописки и пр.

Более подробно сведения о необходимой документации можно получить в той инстанции, которая занимается начислением. Одно немаловажное обстоятельство: некоторым работникам пособие выплачивается не Пенсионным фондом, а той структурой, в которой они работали.

При выходе госслужащих на пенсию с 2017 года, как и в более ранний период, выплаты, после определения их размера, перечисляются с начала месяца, в который указанное лицо обратилось об их назначении.

Получение насчитанных денежных средств возможно тремя способами:

  • посредством почты, после личного обращения пенсионера в отделение;
  • банком – выплатами в отделении или по карточке через банкомат;
  • с помощью соответствующей службы доставки.

Как рассчитывается такая пенсия?

Чтобы рассчитать размер начислений, следует сумму среднемесячного заработка умножить на соответствующий коэффициент, учитывающий продолжительность заработанного служащим стажа.

Сумма рассчитывается с учетом следующих величин:

  • должностного оклада за месяц службы;
  • различных предусмотренных надбавок;
  • ежемесячных премирований;
  • разовых выплат за ежегодный оплачиваемый отпуск или в случае оказания материальной помощи.

Однако в расчет не принимаются следующие обстоятельства:

  • предоставление отпуска за счет работника (без оплаты);
  • отпуска, связанные с вынашиванием и уходом за ребенком;
  • периоды, обусловленные временной нетрудоспособностью.

Пример расчета пенсии госслужащего по выслуге лет будет выглядеть следующим образом:

  • у гражданина Н сумма среднемесячного заработка составляла двадцать четыре тысячи рублей;
  • при этом продолжительность отработанных лет – шестнадцать;
  • таким образом, подсчитав сорок восемь процентов от указанной суммы, получим одиннадцать тысяч пятьсот двадцать рублей.

Зачастую возможна ситуация, когда итоговый результат не превышает размеров страховых выплат, поэтому оформление данного вида начислений является нецелесообразным.

Какие законы регулируют начисление пенсии госслужащим?

Что касается законодательного регулирования данного вопроса, то пенсионное обеспечение регламентируется ФЗ №166, принятым в декабре 2001 г.

Однако в мае 2016 г. вышел новый законопроект, ФЗ №143, который внес некоторые коррективы по пенсионному обеспечению указанной категории служащих. Изменения вступили в силу со следующего года после принятия. По новому закону для выхода на пенсию по госслужбе постепенно повышается возрастная планка указанным лицам.

Принято решение, что эта отметка будет возрастать на полгода за каждые последующие двенадцать месяцев с достижением:

  • шестидесяти пятилетней отметки для мужской части населения к 2026 году;
  • для женской – шестидесяти трехлетней к 2032-му.

Кроме того, изменения коснулись и необходимого размера минимального количества отработанных лет. Если ранее требовался пятнадцатилетний период, то после введения данного законопроекта пенсия госслужащим, учитывающая выслугу лет, назначается при стаже 20 лет.

Также возросла продолжительность работы, устанавливаемая для депутатов высших органов власти – до пяти лет, при бывших двенадцати месяцах.

Государство предусматривает необходимость постепенного повышения размера данных пособий, учитывая темпы роста инфляции и возрастание должностных окладов, путем каждый год проводимых индексаций.

Заключение

Как видим из представленного материала, указанной категории пенсионеров законодательством определены четко установленные условия назначения пособия по выслуге лет, размер которых несложно подсчитать самостоятельно. На величину суммы влияет, прежде всего, продолжительность отработанных лет и средний размер заработка.

Источник:

Пенсия за выслугу лет государственным служащим

Полное разъяснение по теме: «пенсия за выслугу лет государственным служащим» от профессионального юриста с ответами на все интересующие вопросы.

Работникам госструктур назначается пенсия при достижении установленного пенсионного возраста и получении необходимого стажа работы в должностях государственной службы. Условия начисления пенсионных выплат для госслужащих регламентируются рядом Федеральных законов.

Таким гражданам положена пенсия по выслуге лет, которая начисляется совместно с пенсией по старости или инвалидности (без учета фиксированной выплаты) при выполнении определенных условий и не выплачивается как самостоятельное пособие.

Правительство РФ решило изменить пенсионное законодательство, которое касается пенсионного обеспечения госслужащих, — с 2017 года таким гражданам вводится постепенное увеличение возраста выхода на пенсию до 65 для мужчин и 63 лет для женщин, а необходимый стаж службы — до 20 лет.

  • Сумма пенсионных выплат определяется из расчета среднего заработка, начисляемого перед выходом на пенсию.
  • Оформление и выплата пенсионного обеспечения схожи с назначением страховой пенсии, однако в отличии от нее при продолжении трудовой деятельности на должностях государственной службы выплата по выслуге лет будет приостановлена.

Кто является федеральными государственными служащими?

Согласно статье 10 Федерального закона №58-ФЗ от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» государственные служащие делятся на:

  • Федеральных государственных служащих — это граждане, которые работают в федеральной государственной структуре и получают вознаграждение из средств федерального бюджета. К лицам, занимающим федеральные государственные должности, относятся работники:
    • аппаратов федеральных законодательных органов;
    • федеральных органов исполнительной власти
    • аппаратов федеральных судебных органов;
    • других федеральных государственных органов (прокуратуры, Следственного комитета, Счетной палаты и д.р.)
  • Государственных служащих субъекта РФ (муниципальных служащих) — это граждане, работающие на гражданской должности и получающие вознаграждение из средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Источник:

Пенсия госслужащих и выслуга лет в 2018 году: последние новости

С 2017 года начала действовать новая норма об изменении пенсионного возраста чиновников и выслуги лет государственных гражданских служащих. Также изменилась и формула для расчета пенсии. Учесть верный процент в расчетах поможет таблица в статье, там же найдете новый возраст выхода на пенсию госслужащих и размер пенсии: последние новости.

С 1 января 2017 года пенсии госслужащих считаются по новому порядку и формуле в соответствии с изменениями в Закон о пенсии госслужащих от 15.12.2001 № 166-ФЗ. Введено постепенное увеличение минимального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет государственных гражданских служащих России, с 15 до 20 лет, и пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, и 63 года – для женщин.

То есть с увеличением требований к минимальному стажу службы увеличены и требования к возрасту госслужащих для выхода на пенсию. Федеральным государственным служащим пенсия за выслугу лет назначается, когда  они получают право на страховое пособие по старости или инвалидности.

Как оформить выход сотрудника на пенсию, читайте в рекомендации.

Право социального обеспечения в России

Пенсионное обеспечение государственных служащих

Право федерального государственного служащего на пенсию за выслугу лет возникает при наличии совокупности следующих условий:

1) наличие стажа государственной службы не менее 15 лет;

2) увольнение с федеральной государственной службы по одному из следующих оснований:

  • ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами;
  • сокращение штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами;
  • увольнение с должностей, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;
  • достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;
  • обнаружившееся несоответствие замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующее продолжению государственной службы;
  • увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

3) замещение должностей федеральной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с федеральной государственной службы по таким основаниям, как увольнение с должностей, утверждаемых в установленном порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий; достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы; обнаружившееся несоответствие замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующее продолжению государственной службы; увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию (данное условие не распространяется для лиц, уволенных в связи с ликвидацией федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, либо в связи с сокращением штата федеральных государственных служащих в указанных органах);

4) назначение трудовой пенсии по старости либо по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку пенсия за выслугу лет устанавливается дополнительно к трудовой пенсии.

Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию. Поскольку данная пенсия назначается дополнительно к трудовой, которая выплачивается независимо от факта работы, в период нахождения на государственной службе право на получение трудовой пенсии сохраняется.

Размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет составляет 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.

Размеры пенсий за выслугу лет для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания данных граждан в указанных районах (местностях).

Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Ежемесячная доплата к пенсии депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации. Государственными служащими являются и депутаты Государственной Думы, и члены Совета Федерации. Они в соответствии с действующим законодательством имеют право на ежемесячную доплату к пенсии.

Право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», имеет гражданин Российской Федерации, не менее одного года исполнявший полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (за исключением гражданина, полномочия которого в качестве члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы были прекращены досрочно в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда).

Ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при исполнении полномочий члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы от одного года до трех лет – 55%, свыше трех лет – 75% ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии пересчитывается при увеличении в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Ежемесячная доплата к государственной пенсии не устанавливается гражданину Российской Федерации, являвшемуся членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание либо установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение либо в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации – ежемесячная доплата к государственной пенсии.

Выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии гражданину, являвшемуся членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, приостанавливается при замещении им государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, должности государственной гражданской службы или муниципальной должности муниципальной службы.

Источник: https://isfic.info/tguseva/sotsob29.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.