Педагогическая реабилитация инвалидов

Социальная реабилитация инвалидов

Педагогическая реабилитация инвалидов

Услуги по социальной реабилитации или абилитации инвалида включают в себя:

– социально-средовую реабилитацию;

– социально-психологическую реабилитацию;

– социально-педагогическую реабилитацию;

– социокультурную реабилитацию;

– социально-бытовую адаптацию.

Социально-средовая реабилитация

Услуги по социально-средовой реабилитации – это комплекс услуг, направленных на интеграцию инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, созданием доступной среды.

Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют инвалидам в следующем составе и формах:

– Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и транспортными средствами с учетом ограничения жизнедеятельности, обеспечение тифлотехническими средствами реабилитации и собаками-проводниками слепых и слабовидящих инвалидов, сурдотехническими средствами – глухих и слабослышаших инвалидов, обеспечение инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущих активный образ жизни, креслами-колясками, обеспечение инвалидов с отсутствием двух верхних конечностей функционально-эстетической одеждой.

– Обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации.

– Рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности.

Социально-психологическая реабилитация

Услуги по социально-психологической реабилитации – это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи инвалидам для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.

Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:

– психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;

– психологическая диагностика;

– психологическая коррекция;

– психотерапевтическая помощь;

– социально-психологический тренинг;

– психологическая профилактика;

– социально-психологический патронаж.

Социально-педагогическая реабилитация

Социально-педагогическая реабилитация инвалидов – это совокупность услуг по коррекции и компенсации функций, приспособлению инвалида к условиям социальной среды педагогическими методами и средствами. Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:

– социально-педагогическую диагностику;

– социально-педагогическое консультирование;

– педагогическую коррекцию;

– коррекционное обучение;

– педагогическое просвещение;

– социально-педагогический патронаж и поддержку.

Социокультурная реабилитация инвалидов

Социокультурная реабилитация – это комплекс мероприятий, цель которых заключается в помощи инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, что должно обеспечивать возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:

– Обучение инвалида навыкам проведения отдыха, досуга.

– Проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия инвалидов в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные запросы инвалидов, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия).

– Обеспечение инвалидов, находящихся в учреждениях, и содействие в обеспечении инвалидов, обслуживаемых на дому, периодической, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах, аудиокнигами и книгами с рельефно-точечным шрифтом Брайля; создание и предоставление инвалидам по зрению возможности пользоваться адаптированными компьютерными рабочими местами, сетью Интернет, Интернет-документами с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида.

– Содействие в обеспечении доступности для инвалидов посещений театров, музеев, кинотеатров, библиотек, возможности ознакомления с литературными произведениями и информацией о доступности учреждений культуры.

– Разработка и реализация разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т. п.), способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности.

Социально-бытовая адаптация инвалидов

Социально-бытовая адаптация – это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Социально-бытовая адаптация ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.

Социально-бытовая адаптация включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации.

Более подробно о социальной реабилитации инвалидов на сайте aupam.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e9c15e5b898e46222a4bd73/socialnaia-reabilitaciia-invalidov-5ea440c801d7556f42e95cb3

Педагогическая реабилитация в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: концептуальные аспекты

Педагогическая реабилитация инвалидов

Известная парадоксальность современной ситуации в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью заключается в отсутствии четкого представления о сущности педагогического аспекта их реабилитации, что связано с противоречивостью взглядов на место педагогического компонента в системе реабилитации инвалидов как таковой.

Следовательно, продвинуть к адекватному пониманию педагогических начал реабилитации детей с ОВЗ и инвалидов может лишь опора на теоретически обоснованную системную структурную модель реабилитации инвалидов в целом. Более того, именно и только такая модель способна служить концептуальным фундаментом реализации в практике идеи комплексной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью.

Отчетливая попытка построения подобной модели была фактически предпринята в первой редакции «Закона о социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в которой он был принят в ноябре 1995 г.: «Реабилитация инвалидов, – гласила статья 9 Закона, – включает в себя:

  1. медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
  2. профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;
  3. социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации» .

Данная позиция, возможно, удобная для описания ситуации в реабилитационной практике, оказывается, однако, неудовлетворительной с точки зрения адекватности реализуемого классификационного подхода.

Речь идет о заведомой некорректности рядоположения медицинской реабилитации, профессиональной реабилитации и социальной реабилитации инвалидов, т.е. рассмотрения их в одной плоскости.

Что касается медицинской и социальной реабилитации, то определение «медицинская» фиксирует применение медицинских технологий и средств реабилитации, тогда как определение «социальная» отражает сущность решаемых реабилитационных задач, связанных с нейтрализацией неблагоприятных для человека социальных последствий нарушения или выпадения каких-либо психофизических функций. Что же касается соотношения социальной реабилитации с профессиональной, то поскольку профессиональная трудовая деятельность – согласно общепринятой философско-психологической точке зрения – выступает в качестве одного из базовых видов социальной деятельности человека , постольку социальная реабилитация должна необходимо включать в себя профессиональную, и, следовательно, их рядоположение неправомерно в принципиальном плане как рядоположение целого и части.

Между тем, в дальнейшем, – и это весьма показательно, – при редактировании Закона о социальной защите инвалидов в РФ, данная структурная модель фактически была дезавуирована и в действующей редакции Закона структурно-системный анализ реабилитации инвалидов уже не проводится. В его статье 9 содержится только положение о том, что «основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

  • медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
  • профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;
  • социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации…» .

Этот тезис, однако, не может впрямую служить основой для выработки адекватного и четкого представления как о системе реабилитации инвалидов в целом, так и о сущности ее педагогического аспекта, хотя и содержит указания об обучении и образовании и некоей социально-педагогической реабилитации.

В основе построения системной модели реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью должно лежать понимание последней как специфического направления социальной политики, «замкнутого» на инвалидов как специфическую категорию граждан и предполагающего преодоление социальной недостаточности, обусловленной тем или иным нарушением психофизических функций.

В методологическом плане такое понимание отражает восходящее к Л.С.

Выготскому представление о социальной сущности дефекта, причем в данном контексте становится очевидной актуальность и корректность применения термина «реабилитация» и по отношению к инвалидам детства, ибо инвалидизирующее нарушение психофизических функций, в том числе и врожденное, провоцирует сбой в действии механизма социального наследования.

Между тем, в свете социально-политического понимания реабилитации, во-первых, четко обнаруживается ее видовое (морфологическое) измерение: поскольку социальная политика как таковая охватывает все основные сферы жизнедеятельности людей, а именно – сферы труда, быта и культуры , постольку и реабилитация инвалидов как явление социальной политики тоже должна охватывать данные три сферы жизнедеятельности лиц с ОВЗ и инвалидностью. Тем самым, определяются три объективно необходимых направления реабилитации, триединство которых означает всестороннюю реабилитацию инвалидов:

  • трудовая (социально-трудовая) реабилитация, подразумевающая повышение социального статуса инвалидов в профессионально-трудовой сфере;
  • бытовая (социально-бытовая) реабилитация, подразумевающая повышение социального статуса инвалидов в сфере домашнего и общественного быта;
  • культурная (социально-культурная) реабилитация , подразумевающая повышение социального статуса инвалидов в сфере культурного производства и потребления.

Вместе с тем, в субъективном плане реабилитация инвалидов выражается в повышении степени их социальной дееспособности в основных сферах жизнедеятельности. Так обнаруживается второе необходимое измерение реабилитации инвалидов – динамическое (стадийно-уровневое), при рассмотрении в котором различаются ее основные этапы (фазы) или качественные уровни:

  • первоначальная реабилитация, предполагающая приостановление развития социальной недостаточности, обусловливаемой психофизическим нарушением;
  • элементарная реабилитация, предполагающая создание исходных основ мобильности, самостоятельности и автономности инвалида в ключевых областях общественной практики;
  • полная реабилитация, предполагающая достижение инвалидом максимально возможного для него уровня мобильности, самостоятельности и автономности в основных сферах социальной жизнедеятельности.

В этом контексте может и должен ставиться вопрос о первоначальной, элементарной и полной социально-трудовой реабилитации инвалидов, об их первоначальной, элементарной и полной социально-бытовой реабилитации и, наконец, об их первоначальной, элементарной и полной социально-культурной реабилитации.

Между тем, в прикладном отношении осуществление реабилитации инвалидов как специфического направления социальной политики необходимо предполагает осуществление – на базе государственных или общественных организаций и учреждений – различных видов реабилитационной деятельности, с использованием разных по своей природе реабилитационных технологий и средств, обеспечивающих положительную динамику статуса инвалидов в трудовой, бытовой и культурной сферах. И именно с этих позиций и определяется сущность педагогического аспекта реабилитации инвалидов в целом, ибо при рассмотрении последней в соответствующем – инструментальном (технологическом) – измерении, четко обнаруживаются основные виды реабилитационной деятельности:

  • медицинская реабилитация, т.е. осуществление лечебно-восстановительных мероприятий в отношении лиц с психофизическими нарушениями;
  • инженерная (техническая) реабилитация, т.е. разработка и внедрение специальных технических средств, расширяющих социальные возможности инвалидов;
  • психологическая реабилитация, т.е. осуществление психодиагностических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий в отношении инвалидов;
  • педагогическая реабилитация, т.е. осуществление мероприятий по формированию у инвалидов специфических социальных компетенций, необходимых для участия в социальной практике.

Таким образом, система реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью имеет трехмерное строение, и именно это триединство и определяет суть комплексной реабилитации.

Педагогический же аспект реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью связан с осуществлением педагогической реабилитации, которая «лежит» в плоскости, словно бы пересекающейся с двумя другими, «задаваемыми» морфологическим и динамическим измерениями реабилитации и которая может пониматься – на уровне исходного, рабочего определения – как целенаправленная педагогическая деятельность, предполагающая поэтапное повышение степени социальной дееспособности лиц с ОВЗ и инвалидностью в сферах труда, быта и культуры.

С этих позиций в качестве форм педагогической реабилитации предстают соответственно профессиональное образование и профессионально обучение, социально-бытовое образование и, наконец, культурно-просветительная работа.

Дальнейшее углубление представления о сущности педагогической реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью предполагает, прежде всего, определение ее целевых установок, что, в свою очередь, возможно лишь в опоре на представление о цели реабилитации инвалидов в целом.

В качестве таковой чаще всего рассматривается их социальная интеграция, однако, как показывает анализ, подобный подход, ставший едва ли не традиционным, в действительности весьма противоречив и с общенаучной, социологической, и с собственно дефектологической точки зрения .

Адекватное решение вопроса о цели реабилитации инвалидов может быть найдено в опоре на ту научную категорию, которая удовлетворяла бы следующим трем требованиям.

Прежде всего, искомая категория должна носить общесоциологический характер, обеспечивая, тем самым, рассмотрение специфических социальных проблем инвалидов в контексте задач социальной политики и совершенствования жизни общества в целом.

Во-вторых, необходимо, чтобы эта категория фиксировала и отражала – в качественном аспекте – всю совокупность освоенных и используемых инвалидами форм и способов социальной жизнедеятельности, типичные черты их поведения в основных сферах социальной практики, а также особенности склада их мышления. В-третьих же, категория, базовая для определения цели реабилитации инвалидов, должна быть применимой ко всем социально-уровневым измерениям, в которых они предстают как объект реабилитации, т.е. охватывать и индивидуально-личностный уровень, и уровень малой социальной группы, и наконец, уровень групповой общности .

Этим требованиям в их комплексе в полной мере удовлетворяет категория «образ жизни» .

И именно в опоре на нее может и должна быть определена цель реабилитации инвалидов в целом: она состоит в обеспечении их способности и готовности к реализации нормативного для конкретно-исторических условий образа жизни, т.е. образа жизни, который не вступал бы в противоречие с образом жизни остальных граждан общества.

Между тем, образ жизни имеет и свою экономическую сторону, охватываемую понятием «уровень жизни», и психолого-педагогическую, связанную с особенностями поведения и общения личности и социальных групп, фиксируемыми понятием «стиль жизни» .

С этих позиций и могут быть с достаточной четкостью определены содержательно-целевые установки педагогической реабилитации инвалидов: они состоят в обеспечении их способности и готовности к реализации нормативного для конкретно-исторических условий стиля жизни.

В русле данного концептуального подхода, неоднократно и в различных форматах представлявшегося профессиональному сообществу , , и др. и востребованного как в коррекционной педагогике , так и в смежных с ней научно-практических областях , могут быть определены основные принципы педагогической реабилитации детей-инвалидов в системе их комплексной реабилитации:

  • осуществление педагогической реабилитации в единстве с медицинской, инженерной н психологической реабилитацией;
  • непрерывность реабилитационно-педагогического сопровождения;
  • направленность на всестороннюю реабилитацию детей-инвалидов;
  • взаимосвязь профессионального образования и профессионального обучения, социально-бытового образования и культурно-просветительной работы в реабилитационно-педагогическом процессе;
  • единство социально-педагогической и индивидуально-педагогической реабилитации детей-инвалидов;
  • единство индивидуально-педагогической реабилитации детей-инвалидов и педагогической коррекции.

Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями

Кантор В.З. Педагогическая реабилитация в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: концептуальные аспекты // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020.

Альманах № 40 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/pedagogical-rehabilitation-in-the-system-of-complex-rehabilitation-of-children-with-disabilities-and-disabilities-conceptual-aspects (Дата обращения: 16.12.

2020)

Список литературы

  1. Вяхякуопус Е., Кантор В.З. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями сенсорной, двигательной и интеллектуальной сферы: Учебно-методический комплекс. М.: Папирус. 2009. 303 с.
  2. Евсеев С.П., Шапнова Д. В. Адаптивная физическая культура Учебное пособие. М.: Советский спорт. 2004. 240 с.
  3. Измайлова Л.С.

    Социально-педагогическая реабилитация лиц с нарушением слуха : дис. … канд. пед. наук. – СПб. 2010. 224 с.

  4. Ионин П.Г. Социология культуры: Учебное пособие. 2-е издание. М.: Логос, 1998. 280 с.
  5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.

    ru/document/cons_doc_LAW_8559/

Источник: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/pedagogical-rehabilitation-in-the-system-of-complex-rehabilitation-of-children-with-disabilities-and-disabilities-conceptual-aspects

Технология социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов и их семей

Педагогическая реабилитация инвалидов

Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс .

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:

· здравоохранения;

· образования;

· профессиональной подготовки и переподготовки;

· средства массовых коммуникаций и массовой информации;

· организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;

· общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.

Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. – восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта;

– достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости;

– повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности

Различают следующие основные виды социальной реабилитации.

– Социально-медицинская реабилитация направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания.

– Социально-психологическая реабилитация – направленно на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности.

– Социально-педагогическая реабилитация – комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленный на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование.

– Социально-экономическая реабилитация – комплекс мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и т. п.

– Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.

– Бытовая реабилитация предусматривает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.

– Социально – правовая реабилитация включает правовую помощь инвалидам и членам их семей.

– Спортивная и творческая реабилитация. Участие в спортивных мероприятиях, в художественной деятельности укрепляет физическое и психическое здоровье детей;

Социальная реабилитация включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы

Технологии реабилитации детей-инвалидов предполагают обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия.

В соответствии с задачей полноценной и комплексной реабилитации детей – инвалидов особое значение имеет психолого-педагогическая, социально-правовая, социально-медицинская деятельность.

К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся:

· диагностика уровня психического развития и навыков ребенка;

· составление индивидуальной комплексной программы реабилитации и своевременная ее корректировка;

· организация и проведение логопедической, учебной и трудовой деятельности, а также социально-бытовой ориентации;

· психологическое консультирование родителей;

· обучение родителей основам реабилитации;

· освоение и внедрение новых педагогических и социальных технологий;

· определение критериев эффективности реабилитации;

· разработка методик социально-бытовой ориентации.

Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:

· осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать социальный потенциал семьи и ребенка;

· сбор информации и формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях;

· правовая помощь родителям в разъяснении вопросов законодательства;

· организация всех форм патронажа семьи, выездов специалистов в районы, области с целью оказания консультативной помощи семье и ребенку, а также работникам местных органов исполнительной власти;

· привлечение учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций для интеграции детей в общество;

Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации.

Программа реабилитации – это система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка и всей его семьи, которая разрабатывается вместе с родителями и специалистами: врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее

Реабилитационная работа в соответствии с решениями специалистов, членов семьи и самого ребенка-инвалида строится на основе ряда методов: психотерапии, игротерапии, библиотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, хобби-терапии, гарденотерапии, анималотерапии и др.

Идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов – партнёрство.

Шесть компонентов присутствует в любой успешной практике взаимодействия специалистов и родителей:

Регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости: раз в неделю, в две недели или в 6 недель);

Акцент на способностях ребенка, а не на их отсутствии, не на недостатках;

Использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;

привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников;

Внимание к потребностям не только ребенка, но и всей семьи;

Организация групп поддержки (обычно такая группа включает разных специалистов: социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт) [6, c.89].

Все это будет способствовать развитию ребенка, и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству

Источник: https://studopedia.ru/4_52874_tehnologiya-sotsialno-pedagogicheskoy-reabilitatsii-detey-invalidov-i-ih-semey.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.